ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 4
Виды заданий. 5
1.Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. 6
2. Система отношений собственности в экономике.Экономические системы и модели в рамках систем. 17
3. Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации………………............................................................................26
4. Спрос, предложение, эластичность. 33
5. Поведение потребителя в рыночной экономике. 44
6. Производство и издержки. 53
7. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. 61
8.Несовершеннаяконкуренция...…………………………………………...67
9. Рынки факторов производства. Рынок капитала. 73
10. Рынок труда. 81
11. Рынок земли. 90
Библиографический список. 98
Предисловие
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствие с учебной программой курса «Экономическая теория». Она представляет собой комплекс заданий, которые включают в себя задания на определение экономических категорий, тесты, вопросы для размышления, задачи для самостоятельной работы студентов, экономические кроссворды.
|
|
Задания, предлагаемые в рабочей тетради, помогут студентам систематизировать получаемые знания, развить способности самостоятельной работы с экономической литературой и креативное экономическое мышление. Рабочая тетрадь может быть использована для оперативного и рубежного контроля во время аудиторных занятий.
В условиях заочной формы получения образования рабочая тетрадь окажет студентам существенную пользу в проведении самоконтроля и выявлении пробелов при изучении тем по дисциплине «Экономическая теория».
Виды заданий
I. Дать определение понятиям.
II. Вопросы для размышления.
III. Задачи / упражнения.
IV. Тестовые задания.
V. Контрольные вопросы.
1. Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы.
I. Дать определение понятиям:
1. Экономика – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Экономическая теория – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Предмет экономической теории - это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Микроэкономика – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Макроэкономика – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Функции экономической теории – это
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Экономические блага — это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кривая производственных возможностей –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Альтернативные издержки производства данного товара –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Закон возрастания альтернативных издержек производства –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления
1. Прокомментируйте фразу американского экономиста Герберта Саймона:
«Экономика– не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прокомментируйте высказывание Эксл Роуз: я бы сказал любому ученику высшей школы: «Ходи на уроки экономики. Не важно, чем ты собираешься заниматься в жизни, будет ли это искусство или что-то другое, не пренебрегай уроками экономики. Вы можете сказать: «Я не собираюсь заниматься коммерцией», но если ты занимаешься чем-то, чтобы заработать денег, то ты, в любом случае, имеешь отношение к коммерции. Ты можешь продавать гамбургеры в Макдоналдсе, но ты занимаешься той же коммерцией».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Задачи / упражнения
1. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко дню студента группа должна подготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:
· Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;
· Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает на звание за 1 мин;
· Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;
· Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.
определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента:
а) 5 мин; б) 10 мин; в) 11 мин; г) 21 мин.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В жаркой пустыне путнику предлагают выбор: литр чистой воды либо дорогой алмаз. Покажите графически:
а) Выбор потребителя между бутылкой воды и алмазом в жаркой пустыне.
б) Выбор потребителя, если пункты выдачи «алмаз или вода» будут на расстоянии в 100 метров друг от друга.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране Х и в условиях военного времени.
|
а) По данным таблицы начертите линию производственных возможностей и укажите какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика данной страны находилась (графически) на этой линии?
б) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного трактора и данные внесите в таблицу.
в) Как меняются эти издержки (падают, растут, не меняются)?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р.
|
|
Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На рисунке приведена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях:
а) Какова альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если производится 95 т? 150 т?
Какова при этом альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?
б) Определить альтернативную стоимость выращивания первых 90 т пшеницы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Тестовые задания
1. Выберите наиболее полное современное определение предмета экономической теории. Экономическая теория изучает:
а) процесс производства и обмена товарами;
б) деньги, банковскую систему, капитал;
в) национальное богатство страны;
г) способы использование обществом ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
2. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятия (А, Б, В, Г):
1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
2. направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
3. абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;
4. метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.
А. Экономическая модель
Б. Абстракция
В. Индукция
Г. Нормативная экономическая теория.
3. Существование экономических проблем может быть объяснено:
а) воздействием государства на экономику и растущим населением земли;
б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий;
в) наличием инфляции и безработицы;
|
|
г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;
д) неэффективным использованием экономических ресурсов.
4. Предметом экономической теории является:
а) выяснение законов экономического развития;
б) анализ механизма функционирования экономических систем;
в) разработка принципов экономической политики;
г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.