Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя

Лекция №1. «Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, вожатой».

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

  Классный руководитель осуществляет управление развитием образования и формированием личности в тесном взаимодействии с другими специалистами: социальным педагогом, психологом, вожатой и др.

Цель взаимодействия с социальным педагогом, психологом, вожатым – создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности школьника.

Объектами взаимодействия классного руководителя и социального педагога являются:

- педагогический мониторинг на всех этапах организации целостного педагогического процесса;

- организаторская деятельность в части оптимального выбора форм, методов, средств целостного педагогического процесса; координация основных институтов социализации личности (семьи, учреждений дополнительного образования, детских юношеских организаций, функционирующих вне школы, и пр.); координация влияний «улицы», соседей, приятелей и пр.;

- гностическая деятельность в части определения роли и значимости в развитии личности институтов социализации, ученического коллектива, процесса обучения и др.

 

Выделяют несколько ведущих направлений сотрудничества классного руководителя с социальным педагогом:

- социально-педагогическое обследование ребенка;

- организация воспитательного воздействия на «трудного» ребенка, детей «группы риска»;

- взаимодействие с семьей учащихся;

- поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

- сбор документов для направления школьников в специальные воспитательно-профилактические учреждения;

- организация специальных консультаций для родителей, учащихся, педагогов др.;

- разработка социальных проектов.

При решении этих и других вопросов классный руководитель выступает связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. Именно на него поступает «заказ» на специальную деятельность социального педагога. Как правило, классный руководитель обращается к специалисту тогда, когда собственная педагогическая деятельность по вышеуказанным направлениям не приносит желаемого результата. В разработке социальных проектов ведущая роль принадлежит социальному педагогу.

К формам совместной работы классного руководителя и социального педагога относятся: акты педагогического мониторинга, совместные консультации, семинары для детей и родителей; совместное проведение родительских собраний, привлечение детей, родителей к социальному проектированию и др.

Основными направлениями работы классного руководителя с психологом являются:

- педагогический мониторинг психического развития школьника;

-педагогический мониторинг физического развития соответственно возрасту школьника;

- педагогический мониторинг развития индивидуальных особенностей школьника;

- психолого-педагогическая поддержка детей в различных жизненных ситуациях (при необходимости);

- психолого-педагогическая помощь в выборе жизненного (профессионального) пути и др.

        В решении этих и других вопросов ведущая роль принадлежит классному руководителю.

  К формам совместной работы с психологом относятся: акты педагогического мониторинга, совместные специальные консультации для детей, родителей, предметников, психолого-педагогические консилиумы, совместное проведение малых педсоветов, совместная организация тренингов в «комнате психологической разгрузки» и др.

Среди ведущих направлений содержания работы классного руководителя с вожатой можно назвать:

- коллективное планирование дел, акций, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- текущая организаторская деятельность детских и юношеских организаций;

- коллективный анализ деятельности детских и юношеских организаций, объединений;

- подготовка и проведение различных коллективных творческих дел, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- разъяснительная работа о необходимости общественной деятельности как средства формирования социальной активности школьников.

    В решении этих задач ведущая роль принадлежит вожатой. Классный руководитель лишь помогает ей при необходимости, не вмешиваясь в дела самодеятельных детских организаций.

  Формы совместной работы с вожатой: проведение сборов-стартов, «разведки дел и друзей» и др.; заполнение анкет-предложений; проведение общих сборов «по тревоге», десантов, смотров дружбы и другой текущей организаторской деятельности детских и юношеских организаций и объединений, «огоньков»; заполнение анкет оценки и других форм коллективного анализа деятельности детских и юношеских организаций и объединений; проведение творческой учебы активистов и др.

      Все эти мероприятия организуются и проводятся вожатой. Классный руководитель включается в работу лишь по ее «запросу», по мере необходимости.

 

Задание 2.

1. Изучите материалы лекции «Гностическая деятельность классного руководителя».

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) В каких направлениях ведётся анализ полученных данных педагогического процесса?

2) Коадаптивное мастерство – это … (найдите значение этого понятия).

3) Медиаобразованность – это … (найдите значение этого понятия).

 

Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

 

Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.

 

       Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.

       Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:

- установление готовности к усвоению нового;

- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;

- выявление ошибок и трудностей в деятельности;

- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

       Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.

       Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).

       По нашему глубокому убеждению, воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить («воспитан» - «невоспитан»; уровень: низкий – средний – высокий, ли низкий – условно средний – средний – условно высокий – высокий, или минимальный – достаточный - продвинутый).

       Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

       Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

       Сравнивая результаты по конкретным показателям (определенным «Программой воспитания», ФГОС, нормами возрастного развития), классный руководитель ставит новые конкретные задачи по достижению цели.

       Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.

       Приступая к анализу собственной педагогической деятельности своих коллег, классный руководитель должен избрать эталон (модель «Я - идеальное»), по которому можно определить степень своей компетентности.

       Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

       1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:

       а) индивидуальные свойства:

       - тип высшей нервной деятельности;

       - тип темперамента;

       - установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

       б) психические свойства:

       - особенности когнитивного стиля (тип мышления);

       - социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

       - личная структура;

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

       г) волевая сфера:

       - выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

       д) коммуникативная сфера и др.

       2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

       3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).

       Модель классного руководителя, представленная на рис.1, также может быть положена в основу анализа собственного «Я». При этом, учитывая невозможность изучения (а затем и совершенствования) всех потенциальных возможностей личности, классный руководитель сознательно избирает для анализа доминантные характеристики современного педагога.

 

  Личность

классного руководителя


              Мобильность                Конкурентоспособность            Коммуникабельность

                                                                                                                      (деловое общение)

 

 


              Коадаптивное                    Исследовательская                Медиаобразованность

                мастерство                          компетентность

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: