Составьте картотеку различных методов воспитания (не менее 3) по предложенной схеме.
Пример:
Название метода воспитания | Определение | Характеристика / Признаки | Пример использования |
1. Поощрение | Это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности; это средство регуляции поведения со стороны окружающих ребенка людей; это подкрепление необходимых нравственных действий. | Способствует формированию позитивных качеств личности, таких, как чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и др. Является необходимым стимулированием учащихся в обучении и воспитании. Основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании. Принципы использования метода: 1. Учет мотива действия. 2. Поощрение требует личностного подхода. 3. Выбирая поощрение, важно найти меру. 4. Не допустить расслоения учащихся на «лучших» и «худших», как следствие, может возникнуть конфликт. 5. Соблюдать справедливость. | Выдача медали «За особые успехи в учении» Медаль вручается выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом. Медаль вручается выпускникам в торжественной обстановке одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием. |
2. Рефлексия | это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя", также это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. | Если ребенок понимает: · ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; · какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; · какой вклад в общее дело он может внести; · может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. | · Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. · Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. · Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. · "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. |
3. Беседа | диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. | Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика, следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. | 1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам). 2. Беседы, связанные с обсуждением книги. 3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов. 4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих обучающихся за явлениями общественной жизни. Это диалог между преподавателем и обучающимися. |
4.Диспут | словесный метод обучения, суть которого заключается в целенаправленном сопоставлении различных взглядов на научную или общественную проблематику с целью формирования у учащихся оценочных суждений, укрепление мировоззренческих позициий. | Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин». Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей). | - Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»? - Как стать кузнецом своего счастья? - Откуда берутся равнодушные? Это могут быть разные вопросы, в которых учитывается мнение каждого. |
|
|
|
|
Задание 3. Анализ и решение педагогической ситуации.