Бартенева Полина, ЗБ-РЛ-31
Практические задания:
1. Изучите особенности методики и технологии воспитательной работы и заполните таблицу «Сравнительный анализ феноменов: методика и технология воспитательной работы»:
Критерии сравнения | Что характерно для методики | Что характерно для технологии |
Целенаправленность | Предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации педагогического процесса, то есть методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить? | Четкое определение конечной цели, которая рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно |
Концептуальность | Опора на детально разработанную педагогическую теорию | Концепция технологии — это система взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность. |
Системность | Рассматриваться отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный процесс, обучение, деятельность каждого педагога и технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата | Высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов, средств обучения |
Диагностичность | Оценки исходного, промежуточного и итогового результата учебной деятельности учащихся | Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получать информацию о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов |
Гарантированность качеств воспитания | Гарантированность невысокого уровня | Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения |
Новизна | Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения | Обуславливается техническим прогрессом, прогрессом образовательной системы |
Основательно изучите одну из технологий воспитания из предложенного списка и охарактеризуйте ее
|
|
Технология воспитания на основе системного подхода Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л Селивановой
Главное в концепции воспитания — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
|
|
Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
· Формирование личности – главная цель школы.
· Всесторонне и гармонически развитая личность.
· Развитие социальной активности.
· Формирование ответственности, гражданского самосознания.
· Развитие творческих способностей детей.
· Превращение школы в большую воспитательную систему.
· Формирование целостной научно обоснованной картины.
· Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
· Свобода выбора
· Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П. Иванова и педагогики сотрудничества.
3. Разработайте проект часа классного руководства одного из предложенных видов: просветительский, аналитический, диалогический, тренинговый, диагностический, консультативный, знаковый, событийный (например, «Урок этикета» и.др.) по следующей схеме:
Проект часа классного руководства
1. Тема: «Наш дом – планета Земля»
2. Эпиграф: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть из него просто некуда». Антуан де Сент-Экзюпери
3. Новая информация: Ученики 7 класса узнают много нового о природе и её обитателях, расширят кругозор, познакомятся с понятием «экология», узнают о самых глобальных экологических проблемах нашей планеты и их причинах.
4. Упражнения: Ученики отвечают на вопросы викторины.
- Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1 .Пластмасса 2.Стекло 3.Металл
- Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
1.Москвы 2.Лондона 3. Нью-Йорка
- Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1.Производство упаковочных материалов. 2. Переработка мусора.
3.Производство автомобилей.
- Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать 2.Собрать в одном месте. 3.Раскрошить.
- Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1.Компостировать. 2. Сжечь при специальных условиях.
3.Переплавить.
- Первоочередная забота при выборе места свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2.Ограждение места свалки.
3.Укомплектование соответствующей техникой.
- Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
1.Загрязнение почвы. 3. Изменение климатических условий
2.Уродство ландшафта
- Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
1.Наличие тяжелых металлов.
2. Предельно допустимая концентрация вещества.
3.Государственный стандарт качества
- Вредные выбросы оказывают влияние:
1.Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2.На близлежащие регионы.
3. Даже на территории удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
- Самая страшная добавка к воде:
1.Бытовой мусор. 3.Минеральные удобрения
2. Пестициды.
- Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»
1. Британию. 2.Россию. 3.Польшу.
- Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1.Их захоронение
2.Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция процесса (повторное использование)
- Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением. 2.Экологическим кризисом. 3.Интродукцией.
|
|
- Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1.Теплоэнергетика 2.Нефте-газопереработка 3. Автотранспорт.
- Оптимальное решение энергетической проблемы:
1.Развитие атомной энергетики. 2. Экономия энергии.
3.развитие ветроэнергетики.
- Гарбология –это:
1.Наука о доме, местопребывании. 2.Наука, изучающая почву.
3. Мусороведение.
- Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1.10лет. 2.50лет. 3. 100 и более лет.
Ученикам предлагается игра «Как я могу спасти Землю?»
Каждому задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов (из переработанной макулатуры)
- Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно (использовать много раз, сдать в магазин)
- Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше (общественным транспортом)
- Одежду, которую ты уже не носишь, можно (отдать нуждающимся)
- Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут (кому-то понадобиться)
- Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и (сдай туда использованную бумагу)
- Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки (вымой их и сомни)
- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для (приготовления удобрений)
- Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически (не разлагается в природе)
5. Домашнее задание: Подготовить презентацию на любую из предложенных тем: «Глобальное потепление», «Загрязнение мирового океана», «Истощение природных ресурсов», «Уничтожение тропических лесов», «Загрязнение воздуха»; посмотреть документальный фильм «Будущее планеты» 2008 года