Основная масса населения — свободные люди, в сельских кантонах выбирали старост, раз в год — собрания всего взрослого мужского населения. Феодальные формы зависимости были развиты слабо, имущественное расслоение медленное. У каждого города — свои особенности, но характерными чертами были выборы Большого и Малого советов и городского магистрата.
В Цюрихе, Базеле рост в управлении принадлежала церковной верхушке, в Берне — городской знати. Постепенно усиливалась власть олигархии.
Хозяйство.
Различия в хозяйстве. Хорошей земли мало, бережно относятся к каждому клочку. Климат — хороший для выращивания винограда. Распространено трёхполье, Берн сам обеспечивает себя хлебом, Граубюнден, ШАФФГАУЗЕН и др. кантоны — лесные. Зерно всё привозное, хлеб делают на месте.
Крупнейшие торговые города — Базель и Цюрих. Запрет спекуляций, контроль над максимумом цен.
Пастбищное животноводство распространено в горных районах, крупный рогатый скот. Экспорт сыра, мяса, молока, льна (рассеянные мануфактуры). Импортируют соль и пряности, вина, сукно, оружие. Быстрое распространение новых отраслей из-за отсутствия цеховых запретов — книгопечатание, изготовление бумаги, шёлка, бархата. Возникает банковская система.
Место в экономической жизни Европы — транзитная торговля, так как все пути идут через Швейцарию.
Предпосылки Реформации: критике подвергались злоупотребления в церковной жизни, стяжательство. Главный выразитель общественных настроений — гуманисты. Основной центр — Базель, где находится университет и ряд крупных типографий.
В 1531 г. Цюрих попытался навязать католическим «лесным» кантонам реформационные порядки. Гражданская война, Цвингли убит.
Г. - «ВИНТЕНБЕРГСКОЕ СОГЛАСИЕ» - в Верхней Германии утверждается лютеранская трактовка Реформации.
Ебанутые термины: Швабская война, Граубюнден, фогги, ретороманский язык, тагзатцунг, Шаффгаузен, Граубюнден, Винтенберское согласие.
Билет 44. Контрреформация и «католическая реформа» в Европе.
Активная борьба с реформацией при поддержке светских лиц первой величины.
Для борьбы с реформацией:
1) создание Высшего инквизиционного трибунала (1542). Жертвы трибунала — Галилео Галилей, Джордано Бруно, Ванини;
2) введение строгой цензуры;
3) привлечение монархов к борьбе с Реформацией.
Одновременно с созданием Высшего инквизиционного трибунала было запрещено издавать любые книги без разрешения инквизиторов, был составлен индекс запрещённых книг.
Католическая реформа предусматривала обновление католической церкви и её упорядочение в соответствии с духом времени. Таким образом, и Католическая реформа, и Реформация питались из одного источника.
Новые монашеские ордена:
· ИЕЗУИТЫ. Призывы к очищению и возврату к идеалам раннего христианства. Гуманистическое просветительство, расширение сети школ, книгопечатание. Основатель — испанский идальго ЛОЙОЛА, отличившийся в годы Итальянских войн. Основная цель — укрепление католической церкви и борьба с ересью. Иезуиты жили в миру, могли владеть недвижимостью.
Ступени:
КОАДЪЮТЕРЫ (полноправные члены ордена. Принимали присягу на верность папе)
СХОЛАСТИКИ (обучались риторике, философии, литературе, физике, математике)
НОВИЦИИ (послушники, не давали монашеских обетов, обучались в заведениях)
В 1534 г. в Париже сложилось ядро будущего ордена: шестеро единомышленников дали клятву служить католической церкви. 1540 г. - «ОБЩЕСТВО ИИСУСА» было санкционировано папой Павлом III. Обучение у иезуитов было бесплатным, но требования были очень высоки — обучались по новейшим методикам гуманистов, риторике и т. д.
Иезуиты легко проникали в Индию, Японию, Китай, Америку, Парагвай стал самостоятельным иезуитским государством.
· ТЕАТИНЦЫ. Основатель — КАРАФФУ, будущий папа Павел IV. Идея — возвратиться к нормам апостольской жизни.
· КАПУЦИНЫ. Первоначальная строгость правил святого Франциска. Подражая ему - «капюшон» (kapuzzi);
· КАРМЕЛИТЫ. Начальный идеал бедности. Во главе — ТЕРЕЗА АКВИЛЬСКАЯ;
· БАРБАНИТЫ. Идея попечительства над бедными и больными.
· ОРДЕН СВ. УРСУЛЫ — религиозное воспитание и образование девушек.
Общее для всех:
1) вернуться к строгой аскезе;
2) активная благотворительная деятельность;
3) создание школ;
4) культ Богоматери как культ непорочности.
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР
Реформация распространяется по всем странам, папа начинает утрачивать политическое влияние, всё чаще идёт на союзы с протестантами, турками-османами.
Павел III решает реформировать Церковь, для чего договаривается с Карлом V о созыве Вселенского собора.
Основные догматические идеи:
1) Церковь — посредник в достижении Спасения;
2) незыблемость традиций и таинств;
3) Библия — источник веры;
4) главенство папы в Церкви;
5) целибат;
6) таинство исповеди;
7) почитание святых;
8) поклонение мощам.
Рождение национальных государств оживило просоьорные настроения. Критерием верности католической церкви была верность папству.
Основные нововведения:
1) выборы в епархиальные (раз в год) и провинциальные (три раза в год) синоды;
2) епископский надзор за духовенством;
3) запрет торговли церковными должностями;
4) Священное Писание имеет права толковать только Церковь;
5) обязанность соблюдать церковный порядок в вопросе отпущения грехов;
6) запрет торговли индульгенции;
7) увеличить роль исповеди;
8) необходимость создать духовные семинарии в каждой епархии.
Решение было принято, но не соблюдалось всеми странами.
Григорий XIII.
Вводит постоянные нунциатуры — дипломатические представительства папы при дворах государей.
1588 — создаёт Конгрегацию по церковным обрядам (утверждается единообразность обрядов);
1592 — новое и исправленное издание Библии на латыни;
1552 — Григорианский университет;
1552 — Германская коллегия;
1577 — Греческая коллегия;
1579 — Английская коллегия.
Реформа церковного календаря, в результате — сдвиг на 10 дней. Многие церкви не признали.