Дюбилье и Пьер Ронсар. Их значение — поддержка французского языка в противовес латыни

ПЛЕЯДА» публикует манифест в поддержку французского языка. Ронсар — придворный поэт Франциска.

 

В период религиозных войн пишутся исторические мемуары ПАКЬЕ, БЕЛЬФЮРЕ, ДЮГАЙЯН.

Позднее возрождение — творчество МОНТЕНЯ — психологический анализ, личность в развитии и колебаниях. Природа человека — его наставница. Этический идеал — благо отдельной личности.

 

ЖАН БОДЕН — понятие «государственного суверенитета», государство — объединение, имеющее независимую власть, не подчиняющееся никакой внешней власти.

 

ДЕ БЕЗ — крупный поэт-гугенот. Отражал дисгармонию внутреннего мира, разлад между устремлениями человека и божьей волью.

 

Д`ОБЕНЬЕ. Писал жизнеописание, трагические поэмы. Сюжеты — религиозные войны.

ФРАНСУА ОТМАН — политическая литература. Пытался обосновать притязания гугенотской аристократии.

 

Ебанутые термины: Маро, Де Перье, Жан Боден, Мишель Монгень, Декарт, Гассенди, Тусон, Вотабль, Фине, Жафруа Тори, Рабле, Дюбилье, Пьер Ронсар, «Плеяда», Пакье, Бельфюре, Дюгайян, Де Без, Д`Обенье.

 

Билет 47. Гуманизм в Германии. Его особенности.

 

Начал складываться в 1430-е гг. под влиянием Итальянского ренессанса, но связь с культурой средних веков была многообразнее. К эстетике и искусству обращались редко. Предпочитали не гармонию, а экспрессию.

 

1490-е гг. - расцвет гуманизма, набирает силу конфликт со схоластикой. Особая роль — у книгопечатания. Большинство немецких гуманистов — выходцы из бюргеров.

 

Гуманистическое движение оказывало своё влияние на развитие педагогики. В её становлении сыграли роль АГРИКОЛА и ВИМПФЕЛИНГ, новые характерные тенденции выражали лирик ЦЕЛЬТИС, юрист СЕБАСТЬЯН БРАНТ.

 

В основе — патриотические настроения, поэтому распространённой стала апология средневековой империи.

 

Крупный вклад вносят два гуманиста-патриция — ВИЛЛИБАЛЬД ПИРКГЕЙМЕР («Краткое описание Германии», «История швейцарской войны») и КОНРАД ПЕЙТИНГЕР (крупный издатель и коллекционер). Дальнейшие шаги в исторической науке делали ИОГАНН АВЕНТИН и БЕАТ РЕНАН.

 

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Крупнейший гуманист Северного Возрождения. Предпочитал национальному энтузиазму позицию «гражданина мира» а естественным и математическим наукам — литературно-филологические и религиозно-эстетические вопросы. Систематизировал и развил метод критики текстов. Основные идеи — утверждал, что христианское всё, что истинно, что позволяло искать добродетель вне рамок церковной ортодоксии. Обличитель суеверия, невежества. Надеялся исправить недостатки общества путём распространения новой культуры, перестройки духовной жизни людей.

 

ИОГАНН РЕЙХЛИН, филолог. Пропагандировал изучение древнееврейского, выработал собственный вариант гуманистически-широкого понимания христианства — опираясь на неоплатонизм и еврейское мистическое учение КАББАЛУ — что человек, «микрокосм», во все времена получал откровение Божьих истин. Находил ошибки в Вульгате, критиковал тексты Библии. Выступал против фанатичных кругов католиков, что привело к образованию двух лагерей — за и против Рейхлина. Важным событием здесь был выход «Писем темных людей», где пародировалась переписка невежественных монахов.

 

Ебанутые термины: Агрикола, Вимпфелинг, Цельтис, Себастьян Брант, Виллибальд Пиркгеймер, Конрад Пейтингер, Иоганн Авентин, Беат Ренан, Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Каббала.

 

Билет 48. Гуманизм в странах «Северного Возрождения».

 

В начале XVI века культуре стран Северной Европы ещё присущи черты традиционализма, но постепенно всё меняется. Гуманизм здесь получает слабое развитие, поскольку городская жизнь была развита слабо. Средневековая культура оказалась особенно живучей.

 

Большую роль сыграло изобретение книгопечатания. Появляются переводы Библии на национальные языки.

 

Дания

 

Открытие университета в Копенгагене

Начало книгопечатания в Дании

ПЕДЕРСЕН — отец датской культуры, переводит с латыни на датский Саксона Грамматика, Библию

ХАНС ТАУСЕН. В 1535 также переводит Новый Завет на датский.

 

Проникновение гуманистических идей в литературу связано с возникновением переводной сатирической литературы. Переводятся немецкие романы о докторе Фаусте. Датские короли покровительствуют новому театру, датская культура осваивает гуманистическое наследие через призму Реформации.

 

Черты школьной драмы — дидактизм, аллегоричность, много песен. Появляется мода на замки внутри озёр, на островах. Художник и астроном ТИХО БРАГЕ — наблюдает звёзды, составляет громадный каталог, на основе которого КЕПЛЕР открывает свои законы.

 

Швеция. Видная роль у эмигрантов, распространявших антикатолические произведения. Среди них — Шведская хроника ОЛАУСА ПЕТРИ. Прокатолические авторы — ЮХАНЕС МАГНУЛ, бежит в Рим; ОЛАУС МАГНУЛ пишет «Историю северных народов». Возвеличивание шведской истории.

 

Распространяется школьная драма, с начала XVII века появляются светские мотивы.

 

Профессор Упсальского университета МЕССЕНИУС собирает факты шведской истории и пишет пьесы.

 

В философии — появляются работы против схоластики. Выделяется ЛА РАМЕ, его последователи — БЕЛЛИНИУС, ГОТУС приглашают Декарту в Швецию.

 

Расцвет светской архитектуры, стилизованной под древности. ГРИПСХОЛЬМ и ВАДСТЕН. С XVII века начинает распространяться эклектика.

 

В Финляндии Агрикола издаёт первый букварь на финском языке, переводит Евангелие. В 1640 г. основывается Академия наук в Турку.

 

Ебанутые термины: Педерсен, Ханс Таусен, Тихо Браге, Кеплер, Олаус Петри, Юханес Магнул, Олаус Магнул, Мессениус, Ла Раме, Беллиниус, Готус, Грипсхольм, Вадстен.

 

Билет 49. Культура Италии в XVI-первой половине XVII в.

 

Ренессанс — наивысший расцвет в первой четверти XVI века. К концу века — угасание.

В искусстве и литературе утверждается линия МАНЬЕРИЗМА, отмеченная стремлением к формализации достижений мастеров ренессансной культуры. Во второй половине — усиление церковной литературы и культуры (католическая реакция).

 

В первой половине XVII в. - культура барокко.

 

Гуманисты — см. билет про итальянский гуманизм.

 

Литература. Прочные позиции завоёвывает итальянский язык. ПЕТРАРКА и ДАНТЕ ещё пишут на флорентийском, но с XVI века итальянский язык становится общенациональным. В 1582 году издаётся первый большой словарь итальянского языка. Развитие ренессансной культуры стимулирует книгопечатание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: