25. «Отрывок из рассказа „Красный смех", написанного в разгар Русско-японской войны, передаёт дух того времени. При описании быта, такого родного для героя текста участника войны, автор особое внимание уделяет деталям. Чувство наслаждения видом знакомых вещей передаётся благодаря использованию различных средств выразительности, среди которых троп — (А)___ („как из паровоза" в предложении 1), лексическое средство — (Б)___ („чашечки" в предложении 2, „голубенькие" в предложении 13). Чувства родственников героя выражены прежде всего через их реплики: так, в словах жены встречаются синтаксические средства — (В)___ (в предложениях 78, 80, 82, 93), (Г)___ (предложения 91, 92)».
Список терминов:
1) олицетворение 2) обращения 3) метонимия 4) просторечная лексика 5) сравнение 6) антитеза 7) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами 8) градация 9) вопросительные предложения |
Преподаватель ____________________Мироненко А.В.
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | |||||||||||||||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _18_
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
Группа 19ОА17 | «УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭД ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | ||||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 1) В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. 2). <…>, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. 3). Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано. 1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1. 1.В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим. 2. 2.В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины — это представители второй земной цивилизации. 3. 3.Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки. 4. 4.Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями. 5. 5.Дельфины спасают своих раненых собратьев и выталкивают их из воды, чтобы те смогли дышать. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? · однако · тем не менее · бесспорно · хотя · наоборот 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. 1. 1. Способность мыслить, рассуждать и делать выводы. Иметь ум. 2. 2. Высокая степень интеллекта. Недюжинный ум. 3. 3. Интеллектуал, выдающийся мыслитель. Лучший ум отечественной науки. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. · сорвалА · дозвОнится · (белка) ловкА · наделИт · давнИшний 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. · Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных. · Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара. · По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ. · Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
· квалифицированные ЛЕКТОРЫ · ИХ мнение · в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году · ПЯТИСТАМ ученикам 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. · ут..шение мет..орология предл..гать зам..рев к..ричневый 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. · бе..жалостность, неи..бежный · с..подчинение, сопр..частность · пр..встать, пр..милый · непр..взойдённый, пр..близить · в..тревожиться, раз..чаровать |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
· стел..шь завис..мый задерж..шься выгор..шь кле..шь
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
· овлад..вающий
· циркони..вый
· выстра..вая
· быстр..нько
· сломл..нный
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.