(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
|
|
(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.
(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21) Лучше, если русские просто уйдут.
|
|
(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)
* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
1. 1.Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.
2. 2.Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.
3. 3.Петр лучше всех понимал в каком драматическом положении оказалась русская армия.
4. 4.Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.
5. 5.Пётр направил к визирю депешу с просьбой выпустить русские войска из окружения и выдать Карла XII.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.
1. 1.Предложение 6 текста содержит элемент описания.
2. 2.В предложениях 8–9 представлено повествование.
3. 3.В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.
4. 4.В предложениях 22–23 представлено рассуждение.
5. 5.В предложениях 13–14 представлено рассуждение.
Из предложения 19 выпишите 2 любых синонима (синонимическую пару).
Среди предложений 10–16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – А _____ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» (в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как Б _____ («страшный зной», «погребальную музыку») и В _____ например, «будто призраки из преисподней» (в предложении 6). Приём Г – _____ «нельзя» (в предложении 8) — подчёркивает сложность описанной ситуации».
|
|
Список терминов:
1. 1. лексический повтор
2. 2. сравнение
3. 3. книжные слова
4. 4. парцелляция
5. 5. противопоставление
6. 6. ирония
7. 7. диалектизм
8. 8. эпитет
9. 9. риторический вопрос
Преподаватель: _________________А.В. Мироненко
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | ||||||||||||||||||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _19_
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
Группа 19ОА17 |
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭ ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | |||||||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно. 1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация? 1. 1.М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему. 2. 2.Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке. 3. 3.М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
4. 4.В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений. 2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? Выпишите это слово. · 1.Сюда · 2.Например · 3.Но · 4.Поэтому 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. 1. Такой орган животного как кушанье. Говяжий я. Заливной я 2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. 5. Речь, способность говорить Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 6. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации). 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. · Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением. · Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию. · Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме. · Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру. 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. · в две тысячи девятом году · их часы · посадили двадцать яблоней · воздержаться от комментариев 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. · заст..лить · ш..девр · трад..ционный · энц..клопедист · р..цензия 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. · Гидропод..ёмник, в..ёт · по..бросить, и..подтишка · пр..чудливый, пр..града, · бе..печность, и..чезнуть Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. · стел..шь · завис..мый · задерж..шься · выгор..шь · кле..шь 11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю? Выпишите эти слова. · стро..тся роты · кле..щий карандаш · друзья вышл..т · враги ка..тся 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. · Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием. · Наши кони (не)были измучены. · Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях. · Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В 60-70- годы 18 века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья начавшие набухать почки. 2. Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса. 3. Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна. 4. Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая. Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должна стоять запятая. Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала 19 века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин – автор произведения. 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая. И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая. Гринев (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый. Прочитайте текст и выполните задания 20–24. (1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: (По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист, путешественник. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста? Укажите номер ответа. 14 20 33 43 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа. 1. В предложениях 1-3 содержится описание. 2. В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6. 3. В предложениях 10-16 представлено рассуждение. 4. В предложениях 43-44 представлено повествование. В каком из предложений текста использован фразеологизм? Выпишите его. 1. 16 2. 23 3. 30 4. 31 Среди предложений 7-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жутковатая … тишина») — и синтаксическое средство — (Б) (предложения 16, 22) — помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство — (В) (в предложениях 11-12) и такой приём, как (Г) (предложения 23-25)». Список терминов: 1. литота 2. риторический вопрос 3. лексический повтор 4. фразеологизм 5. антонимы 6. однородные члены предложения 7. диалектизмы 8. эпитет 9. вопросно-ответная форма изложения
Преподаватель: _________________А.В. Мироненко
| ||||||||||||||||||||
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | ||||||||||||||||||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _20_
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
Группа 19ОА17 |
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭ ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | |||||||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Подводные лодки – сравнительно новый тип военных кораблей. (2)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (З)Тогда же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (4)… в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (5)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (6)Это казалось невероятным, маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей! 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Выпишите цифры, соответствующие номерам этих предложений 1. В начале XX века подводные лодки стали новым видом морского вооружения, хотя первые действующие подводные лодки появились ещё в XIX веке. 2. Во время Гражданской войны в США состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. 3. Первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. 4. Первые действующие подводные лодки появились в XIX веке, но только в начале XX века они смогли наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в 4 предложении текста?Выпишите это слово. · Иными словами, · И только · Потому что · Поэтому 3. Прочитайте возможные определения данного слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении (5) текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению. 1. категория глагола 2. внешность, видимый облик 3. тип 4. состояние 4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? · прибЫв · дОнизу · принЯтый · щЁлкать 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. · Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ · Для проведения соревнований необходимо иметь резервное поле · Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением · АРТИСТИЧЕСКИЕ коллективы неоднократно посещали наш город. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. · опытные инженера · красивее дочери · в тысяча девятисотом году · полки для кухонь 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите ряд слов, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. · р..альный, ск..зание, м..тинговать · л..нгвистический, ош..ломлённый, прот..реть · умн..жать, напр..вление, фин..нсист · м..ридиан, прогр..ссивный, повт..рять 9. Определите ряд, в котором во всех словах в приставке пропущена одна и та же буква. · Пр..ломление, пр..высить, пр..открыть · Под..тожить, об..скать, меж..нститутский · Бе крайний, ни..падающий, и..черпать · з..вязать, пр..бабушка, об..йти Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. · его обещания ничего не сто..т · беспоко..щийся о детях · мол..щий о помощи, · орехи хорошо кол..тся Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А. · издавн.. толк..тня запрост.. раскреп..щенность 12. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. · Чацкий уезжает, (не)найдя сочувствия живого. · Меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где (ни)что не помешает работать. · Анна Павловна дала понять, что ни она, (ни)кто-то другой не имеют права обсуждать желания императрицы. · Касьяна (не)слишком обрадовало наше внезапное посещение. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. На картине точе(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне беле(3)ой стены. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Воща(1)ые пластинки, берестя(2)ые полоски, старательно выровне(3)ые доски, применявшиеся некогда для письма, были непригодны для долговреме(4)ого хранения. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 2. В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. 3. В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 4. Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьезного увлечения. Прочитайте текст и выполните задания 20–24. (1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Синявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.(6) Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности. (7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. (9)Однажды после обеда послышался гул машины. (Ю)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:(20)- Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей… (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи- то тихие голоса…(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить. (По Р.Савинову) Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист. 20. Какие из высказываний не соответствует содержанию текста? 1. Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда. 2. Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Синявы жили люди. 3. После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности — радоваться каждой минуте жизни. 4. Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу. 21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? 1. Предложение 8 объясняет содержание предложения 7. 2. В предложениях 11-12 содержится повествование. 3. В предложении 14 представлено описание действий персонажа. 4. В предложении 45 представлено повествование. Среди указанных предложений найдите фразеологизм и выпишите его. · (5) (14) (15) (33) 23. Среди предложений 9-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А) («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б) («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя- рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В) (в предложении 28) — помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г) (предложение 36) -отражает глубину чувств юноши». Список терминов: 1. Диалектизмы 2. эпитеты 3. парцелляция 4. синтаксический параллелизм 5. вопросительное предложение 6. сравнительный оборот 7. просторечное слово 8. метафора 9. анафора
Преподаватель: _________________А.В.Мироненко | ||||||||||||||||||||
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | ||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _21_
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
Группа 19ОА17 |
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭ ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | |||
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 1)Норма – одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена, и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад.(2) ……..устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется – под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и тому подобного. (3)Это, в свою очередь, являетсяважнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе и становление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития. 1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Выпишите цифры, соответствующие номерам этих предложений. 1) Историческое развитие языка есть последовательное накопление его основных норм, которые необычайно устойчивы. 2) Языковая норма одновременно устойчива и изменчива, и поэтому она является важным условием не только стабильности, но и развития языка. 3) Изменчивость языковой нормы является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность языка. 4) Развитие языка определяется влиянием на него разговорной речи, диалектов, заимствований и т.п. 5) Языковая норма является непременным условием развития литературного языка. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. · однако · поэтому · это · потому что · хотя 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. Творческая с. художника с традициями древнерусского искусства очевидна. Все гуманитарные науки находятся в тесной связи друг с другом. 2) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. Невидимая, незримая, нерасторжимая с. Духовная с. человека со своей Родиной. 3) Непосредственное общение друг с другом; дружеские, деловые отношения, контакты между партнёрами. Тесные, деловые, взаимовыгодные связи двух стран. Дружеские, родственные, любовные, семейные связи. 4) Сообщение с кем-, чем-л. на расстоянии; технические средства, обеспечивающие возможность такого общения. Прямая, односторонняя, междугородная с. Железнодорожная, воздушная, спутниковая, космическая с. 5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами такое общение; служба связи. Работники связи. Пятое отделение связи. // Воен. Служба, обеспечивающая общение между воинскими подразделениями (с помощью телефона, радио, посыльных и т.п.). Начальник разведки и связи. 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. бАнты довЕзенный сверлИт сирОты рвалА 5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. · ОТТУДОВА · килограмм абхазских МАНДАРИНОВ · опытные ИНЖЕНЕРЫ · КРАСИВЕЕ · ДЕВЯНОСТА рублями 7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. эксп...дицияводор...сли к...лендарь к...шачий пост...лить Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. докраш...вать оранж...вый угодл...во подпрыг...вать встрет...в Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. увид...вший блещ...шь откуш...нный слыш...мый выключ...нный Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 13. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В Товарищество Передвиж(1)ых Художестве(2)ых Выставок вошли передовые художники Москвы и Петербурга, умудрё(3)ые опытом обществе(4)ой деятельности. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства. 2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения. 3) Весь день ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым. 4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения. 5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Молоко(1) незаменимый продукт питания(2) содержит вещества(3) жизненно необходимые организму человека. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я думаю, что работа(1) может быть(2) закончена в срок и что(3) может быть(4) наша цель будет достигнута. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьезного увлечения. Прочитайте текст и выполните задания 20—24. (1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея. (3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами. (7)Есть ряды "солидных" икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров. (10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце... (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры. (16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV... (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное — деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? (27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями. (28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать. (32) — Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? — спросил я у них, когда разговорились. (33)— Вертолёт на один месяц. (34)— Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве... (36)Один вертолёт... (37)На один месяц... (38)Разве не окупились бы эти деньги? (39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены. (Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Главная проблема в том, что помещения музея, где хранятся иконы, слишком тесны. 2) У Русского музея нет своего вертолёта, поэтому сохранить свою коллекцию он не может. 3) Русский музей однажды организовал экспедицию на Север. 4) Одни музеи, какими бы замечательными они ни были, не в состоянии спасти культурное достояние страны: у них для этого нет возможностей. 5) Собрание икон XII—XX веков в Русском музее насчитывает 5000 произведений. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 5-8 представлено описание. 2) В предложениях 10-14 содержится повествование. 3) В предложениях 16-17 представлено повествование. 4) В предложениях 20-23 содержится повествование. 5) В предложениях 38-40 представлено рассуждение. Из предложений 14—15 выпишите синонимы (синонимическую пару). Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).
Список терминов: 1) парцелляция 2) контекстные синонимы 3) эпифора 4) сравнения 5) метафоры 6) разговорная лексика 7) антитеза 8) риторическое обращение 9) риторический вопрос
Преподаватель: _________________А.В.Мироненко | ||||
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» | ||||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ
БИЛЕТ № _22_
по дисциплине «Русский язык»
2 семестр
Группа 19ОА17 |
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭ ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г | |||
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1) Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел, который долго жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона. (3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути. 1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения древних пирамид. 2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути. 3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в расположении пирамид на землях Древнего Египта. 4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным ученым. 5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. · однако · таким образом · это · потому что · хотя 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1) Расположить (1 зн.) и Расположиться (1 зн.). Заняться расположением книг на полках. Место расположения отряда. 2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную к вражескому расположению. 3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р. фотографий в альбоме. 4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия. Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать, испытывать р. Заметить чье-л. р. 5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет расположения читать. 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. аэропОрты воссоздАла жалюзИ ободралА откУпорит
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. · Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных. · Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара. · По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ. · Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля. 6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. · КОЛЫШЕТ · квалифицированные ЛЕКТОРЫ · ИХ мнение · в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году · ПЯТИСТАМ ученикам 7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. гр...мадал...ловый выт...реть р...птать сг...ревший Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. расстра...ваться жалостл...во юрод...вый застёг...вать преодол...в Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. откуш...нный атаку...мый завис...шь шепч...шься обиж...нный Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 13. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. На картине точе(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне беле(3)ой стены. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 2.В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. 3.В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 4.Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Молоко(1) незаменимый продукт питания(2) содержит вещества(3) жизненно необходимые организму человека. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Люди, не видевшие грязевых вулканов(1) без сомнения(2) не представляют себе, как под давлением природного газа поднимается изливаемая ими грязь(3) как говорят(4) целебная. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Всё больше людей пользуется в России мобильным Интернетом(1) что стало уже явлением(2) которое(3) изучают специалисты. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира. Прочитайте текст и выполните задания 20—24. (1)Напомню один сл Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|