Проблема подкладывания первого пальца при смене позиции

После того, как сделан выбор, с какой гаммы начинать, переходим к игре отдельно каждой рукой (например, до-мажор или ми-мажор) с паузой между двумя ее отрезками - группой из трех нижних нот (трихорд) и четырех верхних (тетрахорд ). Основная трудность возникает при соединении позиций при подкладывании первого пальца. Если оно не подготовлено, в момент удара третьего, или четвертого пальцев запястье или резко вздергивается, поднимается, нарушая плавность звуковедения, или, наоборот, проваливается, резко «ныряет» вниз. Когда первый палец подкладывается в последний момент, еще одной ошибкой является резкое движение локтя в сторону. Звуковой результат этих ошибочных приемов состоит в том, что первый палец либо «вылезает», либо «проваливается», пропадает. Этот момент требует постоянного внимания со стороны педагога и специальной работы.    

Огромное значение движению большого пальца и его ловкому подкладыванию придавали практически все известные педагоги-пианисты. Приведем слова Льва Оборина: «Типичный недостаток: низкий, «лежащий» большой палец, неуклюжий в движениях и напряженный. Высоко стоящий первый палец наверняка более удобен в игре и облегчает процесс подкладывания…. Я придерживаюсь прежде всего гибкого исполнения… и осуществляю переход с одной позиции на другую достаточно плавно, без повышения и понижения кисти, без толчков и неуклюжих поворотов; я опираюсь на третий палец и затем как бы соскальзываю на легкий и высокий первый палец (при нисходящем движении, наоборот, опираюсь на высокий первый палец и перескакиваю на легкий третий палец)»*. Нужно добавить, что первый палец опускается на клавишу не вертикально, а косым, боковым движением.

Кстати сказать, не все педагоги-пианисты согласны с термином «подкладывание» первого пальца и считают его не слишком удачным. Действительно, в самом звучании определения «подложить» скрывается представление о лежащем первом пальце. Существует такой термин как «подстановка». Г. Нейгауз же предлагает «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец»**.

Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев, на развитие его подвижности. Они могут как предшествовать изучению гамм, то есть технически подготавливать, так и использоваться для исправления дефектов, ведь от ловкости первого пальца зависит во многом ровность и четкость звучания гаммы или арпеджио.

Приведем некоторые из упражнений:

- Упражнение «Звоночек», когда нажимаются сразу две соседние клавиши 3-1, или 4-1 пальцами для правой руки; 1-4, 1-3 пальцами для левой руки. Играем по всей клавиатуре.

 

____________________________________________________

* Хентова С. «Лев Оборин» из кн. «Пианисты ХХ века». Санкт-Петербург, 1997, стр. 72.

**Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.» М.,1987, стр.93.

- Упражнение для подвижности 1-го пальца (См. приложение №..) Опираемся на 5-й палец, первый закруглен и свободно «скользит» по клавишам. Кисть гибкая, чуть раскрывается на каждый звук. Восьмушки легкие и звучат на фоне долгого звука. Можно повторить упражнение в разных октавах.

 - Упражнение «Капельки» (от до-диез и фа-диез). Третий палец держит до-диез, 1-й легко, на стаккато – соседние белые клавиши (си-ре).

- Упражнение «Осторожный зайка» *(См. Приложение упр. №3) Каждую ноту начинаем играть 2-м пальцем, а затем беззвучно меняем его на 1-й палец. Важно перенести опору со 2-го пальца, при этом рука не «падает».

- Упражнение «Смелый зайка»**. Играем гамму До мажор 2-1пальцами. Главное – должна быть единая опора для 1-го и 2-го пальца. (См. Приложение упр. №.4.)

- Играя до-мажорную гамму, остановитесь на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук – «фа» – играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка – на VII ступени (си), после чего «до» играется то пятым, то первым пальцами.  (Приложение упр. №5.)

- Приложение упр. №6-9***

- Также рекомендуется играть любую гамму аппликатурой 1 2 1 2 1 2 1 2 или 1 3 1 3 1 3 1 3, 1 4 1 4 1 4 1 4. При этом первый палец может попадать на черную клавишу, чего бояться не стоит, и что может быть даже полезно.

- Полезно играть гаммы, которые начинаются с белой клавиши, в одну октаву, заканчивая при этом первым пальцем, а не пятым.

- Вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание, как советует Г. Нейгауз (в до-мажоре это: до-ми, фа-си и т.д.)

 

 

____________________________________________________________

* Альтерман С. «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург),1999, стр.31.

**См. там же стр.34.

***Корыхалова Н. «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург, 2003, стр. 17.

 

- Упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев (См. Приложение упр.11)*

- Упражнение «Змейка», которое применяла А. Артоболевская (из Школы Т. Лешетицкого)**. Упражнение помогает достигать полной звуковой ровности. Артоболевская акцентировала внимание детей не на то, что надо подкладывать первый палец, а что 1 и 3 или 1 и 4 пальцы надо как бы соединить «в колечко».

Как пишет Мальвина Брей в книге «Основы метода Лешетицкого»: «В гаммах следует прежде всего обращать внимание на то, чтобы при подкладывании большого пальца рука не двигалась толчками вперед, а горизонтально постоянно скользила далее в направлении игры. Подобно вагону на рельсах»***. Так же пианисты говорят о том, что рука движется подобно руке скрипача, ведущего смычок. При этом, чем дальше от центра, тем больше локоть и плечо отходят от корпуса, а в крайнем верхнем для правой руки (для левой – в крайнем нижнем) положении локоть чуть-чуть приподнимается.

   2) Освоение аппликатуры.

 Всем известно, что гаммы, аккорды, арпеджио играются строго определенными пальцами. Но правила эти сложились не сразу. Существовали различные аппликатурные варианты гамм. Например, Вильгельм Фридеман Бах, старший сын И.С. Баха, играл гаммообразные пассажи, по словам Д.Г. Тюрка, «с достойной изумления быстротой»****, чередованием двух пальцев (первого – второго, второго – третьего, третьего-четвертого). Один из сыновей И.С.Баха, Филлип Эмануэль, приводит три вида аппликатуры для гаммы до мажор, последняя из которых стала общепринятой.То есть, аппликатурные правила, которыми мы сейчас следуем, сложились в эпоху классического венского стиля.

 

____________________________________________________

* Борухзон Л., Морено С. «Гаммы и арпеджио». Учебное пособие для музыкальных школ. Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 1998, стр. 7.

** Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Москва «Советский композитор»,1992, стр.67

*** Мальцев С.М. «Метод Лешетицкого».-- СПБ.:ВВМ, 2005, стр. 69.

**** Корыхалова Н. «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство    «Композитор» Санкт- Петербург, 2003, стр. 39.

Аппликатура гамм, аккордов, арпеджио имеет определенную логику, которую нужно понять и усвоить. Не стоит запоминать аппликатуру для каждой гаммы отдельно.

Общих правила для аппликатуры гамм всего два:

1) Применять первый и пятый пальцы на черных клавишах запрещается.

2) В пределах одной позиции (то есть без подкладывания и перекладывания) пальцы следуют друг за другом без пропуска. Исключение составляют мелодические минорные гаммы до-диез, фа-диез и соль-диез, где на вершинке, перед движением правой руки вниз, за первым следует сразу третий палец.

Этих правил для знания аппликатуры, конечно, недостаточно. В методических пособиях предлагаются группировки гамм по их аппликатурному сходству между собой. Например, группировка по местоположению четвертого пальца. Рассмотрим её на примере мажорных гамм.

- гаммы до, соль, ре, ля, ми: четвертый палец правой руки приходится на VII ступень, левой – на II;

- гаммы си и фа-диез: четвертый палец правой руки берет ля-диез, левой – фа-диез;

- бемольные гаммы: в правой руке четвертый палец – на си-бемоль, в левой – на IV ступени (на последний ключевой знак, или новый знак как проще запомнить ученику); исключение составляет гамма фа-мажор, где в левой руке четвертый палец приходится на II ступень и соль-бемоль мажор, где в левой руке четвертый палец на I ступени.

Существуют также правила для отдельных групп гамм. Например, необходимо запомнить, что в бемольных мажорных гаммах (до ре-бемоль мажора) и в бемольных минорных гаммах от трех знаков (от до минора до ля-бемоль минора) первый палец правой руки всегда приходится на звуки до и фа.

Наиболее проста, на наш взгляд, классификация в зависимости от того, с какой клавиши начинается гамма: с белой или с черной (для правой руки в восходящем движении, для левой руки в нисходящем). Аппликатура гамм с белой клавиши следует формуле 3+4 или 4+3. Аппликатура гамм с черной клавиши следует той же формуле, при этом подчиняясь следующему правилу – первый палец должен подкладываться на первой белой клавише после черной. Будет полезно, если ребенок сам научится подбирать аппликатуру, пользуясь формулой 3+4 или 4+3 (всего ступеней в гамме семь, пальцев же у нас пять, то есть цифру 7 приходится делить на две неравные половинки: 3 и 4 или 4 и 3). И если к этому добавить первое из общих правил – запрет использовать первый и пятый пальцы на черных клавишах, можно вычислить аппликатуру любой гаммы. И это знание будет более прочным, так как оно добыто самостоятельно.

Ребенка обязательно нужно учить мыслить позиционно. Устанавливать аппликатуру целесообразно сразу в две октавы. Тогда закономерность чередования аппликатурных групп видна яснее. В том случае, когда аппликатурные группы могут разместиться в любом порядке (до, соль, ре мажор), предпочтение отдается формуле 3+4. Для закрепления аппликатуры в памяти и мышечных ощущениях, полезно поиграть гамму по позициям – терциями и квартами, либо кластерами.

Из опыта своей работы мы знаем, что трудности с аппликатурой возникают при игре гаммы двумя руками. Лучше начинать с игры в расходящемся движении тех гамм, в которых аппликатура совпадает (до, соль, ре, ля, ми мажор и одноименные минорные гаммы). При соединении двумя руками гамм в параллельном движении можно найти свои «секреты», облегчающие эту работу. Например, при игре гамм от белых клавиш (формула 3+4) будем обращать внимание на совпадение третьих и первых пальцев. При движении вверх в правой руке первый палец появляется после третьего, в левой руке это же происходит при движении вниз; первый совпадает в обеих руках на тонике, следим за этим. В гаммах си мажор, си минор, фа мажор, фа минор совпадает момент появления первого пальца. Также очень хорошо следить за местонахождением четвертого пальца, который на протяжении октавы используется лишь один раз. В гаммах от черных клавиш в восходящем движении все внимание концентрируется на левой руке (нужно видеть позицию вперед), в правой руке достаточно после черной клавиши играть первым пальцем. В нисходящем движении концентрируем внимание наоборот.

Аппликатура должна быть осознанной. Ясные аппликатурные представления вместе с ясными звуковысотными представлениями помогают добиваться прочной, уверенной игры.

3) Изучение аккордов и арпеджио.

На начальном этапе изучение аккордов и арпеджио начинается с трёх-звучных аккордов (трезвучие и его обращения). При игре аккордов необходимо следить за стройностью звучания, то есть одновременным нажатием клавиш. Важно, чтобы аккорд звучал не резко, чтобы ученик не бросал, а опускал руку, как бы погружая пальцы до самого дна клавиши. При этом пальцы активно «берут» аккорд. Н Корыхалова пишет: «Взяв его, не торопитесь с ним расстаться. Покачивая запястьем, приподнимая и опуская его, постарайтесь ощутить, как тяжелая, весомая рука, при эластичном запястье, устойчиво опирается на пальцы, которые надежно и спокойно, без малейшего напряжения удерживают форму аккорда».* При исполнении цепочки аккордов нужно добиваться исполнения каждого следующего аккорда без предварительных лишних поисковых движений пальцами. Для этого необходимо мысленно представить следующий аккорд, ощутить в пальцах его форму.

  В качестве упражнений для достижения тембрового и динамического ансамбля при исполнении аккордов можно использовать пропевание каждого голоса поочередно с поддержкой и без поддержки инструмента, динамическое выделение любого звука аккорда, дробление аккордов на составные части по 2 звука с прослушиванием получившихся интервалов и созвучий.

Параллельно с игрой аккордов начинается игра арпеджио. Это помогает освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму. Начиная работу над арпеджио, играем их по три звука сначала с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки.

Подготовкой к игре арпеджио могут служить упражнения В.Золотницкой (См. приложение «Отработка коротких арпеджио» упр. 1-3).

Постепенно переходим к игре арпеджио по четыре звука. Здесь часто возникают трудности. Арпеджио трудны тем, что звуки идут не подряд, как в гамме и расстояние между ними не остается одинаковым, а то и дело меняется (чередуются терции и кварты). В то же время где трудность, там и польза. Неоднородность интервалов вырабатывает приспособленность к инструменту, координацию движений, развивает растяжение между пальцами.

Можно порекомендовать следующие упражнении, предваряющие игру арпеджио (см. Приложение упр.4,5). Николаев советует играть арпеджио триолями, чтобы избежать неизменного акцента на 1-м звуке каждого звена.

В арпеджио по три и по четыре звука кисть руки делает объединяющее движение, слегка повышаясь от 1-го к 5-му пальцу. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы 1-й палец (в обратном движении – 5-й) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию.

______________________________________________________________

* Н. Корыхалова «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург,2003, стр. 65.

 

  Трудность при изучении арпеджио проявляется также в заучивании аппликатуры, а именно в запоминании местоположения 3-го, 4-го пальцев. Наиболее распространенная ошибка состоит в том, что третий палец охотно «подставляет» себя вместо четвертого. Запоминать надо местоположение именно четвертого пальца. При игре коротких арпеджио он никогда не употребляется при ходе на кварту, выполняемом с участием пятого пальца. В правой руке в трезвучиях и в левой руке в квартсекстаккордах берется третий палец. Без всяких исключений четвертый палец берется в секстаккордах как правой, так и левой рук, как в мажоре, так и в миноре. В трезвучии (в левой руке) и в квартсекстаккорде (в правой руке) четвертый палец берется на белую клавишу, на черную – когда эта клавиша и та, на которую попадает   5-й палец, образуют малую терцию.

 Все арпеджио по аппликатурным принципам можно разделить на группы.

Первая группа – арпеджио по белым клавишам: (тональности До, ля; Соль, ми; Фа, ре)

Правая рука 1-2-3-5 – 1-2-4-5 – 1-2-4-5

Левая рука   5-4-2-1 – 5-4-2-1 – 5-3-2-1

Обращаем внимание ребенка на то, что меняются лишь 3-й и 4-й пальцы, поэтому сокращенная запись аппликатурного правила такова: правая рука 3-4-4; левая рука 4-4-3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: