1977 год. Расцвет застоя и культа безличности. Выпускной класс, выпускные экзамены. История. Стол с красной скатертью, на столе - все что положено, за столом - учителя.
Конечно, мы готовились. Конечно, на самые последние вопросы времени не хватило (весна, май, 17 лет). Последние вопросы про "развитОй социализм".
Моему однокласснику, скромному, но обаятельнейшему и любимому обеими половинами класса, Игорю достался билет с одним из таких вопросов, что-то типа "Коммунистическая Партия Советского Союза в борьбе за мир". Игорь парень толковый, развитой, но вся беда в том, что он не только не доучил последние вопросы, но еще и не имел привычки читать передовицы газеты "Правда", более того, программа "Новости" не входила в число его любимых ТВ-передач. Короче - приплыли. "Нет спасенья" (молитва "Острова доктора Моро", если не ошибаюсь).
Наши учителя в составе исторички с репутацией более чем свирепой и нашей классной, добрейшей души женщины, увлеченно беседуют друг с другом, чуть ли не трясь друг об друга носами.
|
|
Игорь ответил на предыдущий вопрос билета, остался только ЭТОТ. Стоит он у доски, с безысходной тоской в глазах. Трояк в его планы не вписывается. Сказать хоть что-то - ну что скажешь на тему ТАКОГО вопроса!
Однако мой одноклассник не только развитой интеллектуал. Он еще и боец! И вот он выдавливает из себя, точнее из закоулков своего мозга:
- Коммунистическая Партия Советского Союза неустанно борется за мир. Пауза…
- Неустанно борется за мир Коммунистическая Партия Советского Союза.
Пауза.
- За мир неустанно борется Коммунистическая Партия Советского Союза
(далее просто "КПСС"- авт.).
Учителя мило беседуют, краем уха отмечая, что из уст отвечающего исходят "правильные" звуки, т.е. словосочетания.
Далее, речь его уже не содержала пауз. И мы с восторгом слышим следующее (здесь необходимо вчитаться, вслушаться в музыку этих фраз):
- Авангард всего советского народа, КПСС, находится в первых рядах борцов за мир во всем мире.
- В первых рядах борцов за мир во всем мире находится КПСС.
- КПСС возглавляет борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным человечеством.
- Борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным человечеством, возглавляет авангард советского народа, КПСС.
- КПСС является не только авангардом советского народа, но и передовым отрядом борцов за мир.
- КПСС является не только передовым отрядом борцов за мир, но и авангардом советского народа.
И т.д. в том же духе, как правило, меняя лишь порядок слов в предложениях в течение минут эдак 5-6.
И каких минут! Нет, он не бубнил под нос, не уподоблялся нынешнему компьютерному синтезатору речи, монотонно воспроизводящему текст. Напротив! Он изрекал ЭТО с выражением то радости, то скорби и печали. Торжественный пафос сменялся на будничную интонацию, как бы отмечающую само собой разумеющийся факт. Сухая официальная интонация в духе тогдашних политических обозревателей вдруг перерождалась в легчайшую иронию. Это было незабываемый театр одного актера! Паганини, играющий на одной струне, отдыхает!
|
|
Дамы за красным столом мило беседуют… Мы, позабыв, что у каждого из нас свои проблемы в виде аналогичных билетов с вопросами, зачарованно следим за фантасмогорическим зрелищем, боясь пошевельнуться. Потом Игорь устал. Т.е. притомился слегка. Стал повторяться, сначала текстом, потом интонациями. Потом, после полусекундного замешательства,заявил:
- В борьбу за дело мира большой вклад вносит ЛИЧНО (подчеркнуто голосом) генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев!
ОБЕ учителки прерывают беседу, СИНХРОННО поворачиваются к нему и ХОРОМ говорят: "Правильно!!!". Затем поворачиваются друг к другу и продолжают свою беседу!
Класс медленно сползает под парты…
Я до сих пор с восхищением вспоминаю моих одноклассников, особенно одноклассниц! Они не выдали Игоря! Они СПОЛЗАЛИ МОЛЧА. Не было ни хиханек-хаханек, ни малейшего звука, не то чтобы напоминавшего смешок, - вообще НИКАКОГО ЗВУКА.
Слегка озабоченный произведенным эффектом, Игорь не решился далее развивать тему личности Леонида Ильича, и, прокрутив пяток уже обкатанных фраз, завершил свое повествование скромными словами:
- У меня все.
Хэппи энд! Довольны были все. Мой одноклассник - добытой оценкой, учителя - гладко прошедшим экзаменом и интересной беседой, мы - … пожалуй, больше всех.
Про жесты можно
Конец
Должен быть. В идеале вас остановят, но если этого не произошло, лучше продумать, чем закончить. В конце концов резюмируйте уже сказанное.
«И это всё о нем…»
Случается, что абитуриент заканчивает свой ответ словами «Это всё, что можно сказать об этом писателе (романе и т.д.)». Подобное утверждение может навлечь на «знатока» лавину преподавательского гнева: ученые, которые входят в приемную комиссию, посвящают годы изучению творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя…, а Петя Иванов рассказал о нем все за 10 минут?! Вывод: не надо спешить ставить точку в ответе. Наоборот, надо подчеркнуть, что это лишь малая толика того, что можно было бы сказать по данному вопросу.
Вопросы и замечания
Иногда провокация: «Земля имеет форму чемодана?» А вы точно не знаете… Ответ: «Какой чемодан имеете вы в виду? Вы говорите о форме или размерах?»
+ перефразирование
Вы ошиблись Да, я перепутал
Вы не знаете Да, я не мог вспомнить
Здесь вы не правы Да, я не учел этого
Вы забыли сказать Да, я не уделил этому внимания
«оговорка»
Нет! Я сказал 4!
Дельфины – это рыбы? – Нет, конечно, но они живут в воде и некоторые считают их рыбами.
Не торопитесь сказать «Не знаю». Не помните год основания Москвы 1147 или 1148? скажите в 12 веке.
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется вам справедливым), должно немедленно привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете неминуемо и напористо противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики является верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.
|
|
Тот, кто в совершенстве овладел этим искусством, как бы анекдотично это не звучало, способен сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. А любой вопрос на китайском он будет отвечать звукоподражанием этому языку, которое экзаменатор, естественно, не поймет. Тогда экзаменатор будет вынужден перейти на русский язык и спросить у студента, на каком языке тот говорит. В ответ мастер скажет, что
а) у него дефект речи, не позволяющий ему достаточно членораздельно произносить китайские фразы,
б) что он говорит на особо редком диалекте, который он изучил в детстве, когда жил с бабушкой в Биробиджане
Оценка
Закон общего количества оценок = «пятерки кончились»
Закон предыдущей оценки в зачетке (два года ты работаешь на зачетку, три – зачетка работает на тебя).
На вопрос «Что ставить будем?» нельзя называть цифру. Лучше показать мимикой, что нужна более высокая оценка,и лучше смотрть преподу в глаза и улыбаться (вы же, мол, понимаете). Пантомима примерно такая: «Я очень волнуюсь, профессор. Мне очень нужна четверка, но я стараюсь держать себя в руках и приму любую оценку, но все же мне нужна четверка!»
Иногда можно попросить: «Это у меня первая сессия, я волнуюсь, может, вы меня еще спросите?»
ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ. Истинный мастер Чистого пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзамена, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не давайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа
|
|
Перечисленные ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ составляют искусство сдачи экзаменов, или искусство Чистого пути.
.