Тема 6. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция

Целевая установка: Раскрыть содержание совершенной и несовершенной конкуренции, анализ основных форм несовершенной конкуренции, механизма взаимодействия спроса и предложения.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- ориентироваться, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- уяснить, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции;

- проводить разграничение между понятиями “изменение спроса” и “изменение величины спроса”, “изменение предложения” и “изменение величины предложения”.

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

       6.1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

       6.2. Формы несовершенной конкуренции.

       6.3. Спрос и его изменение. График спроса.

       6.4. Предложение товаров на рынке. График предложения.

       6.5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения.

      6.6. Эластичность спроса и предложения.

 

Совершенная и несовершенная конкуренция

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или, как говорят, за “доллар потребителя” в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

 Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

 

Свои функции – передачу достоверной информации покупателям и продавцам, формирование структуры рыночного предложения, распределение ограниченных ресурсов – рынок выполняет беспрепятственно, если отношения между участниками складываются на принципах совершенной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если выполняются следующие основные условия:

1. Каждый участник мал относительно размеров рынка; никто не может оказать влияние на рыночную цену своими индивидуальными действиями.

2. Продаваемые каждым производителем продукты однородны.

3. Покупатели хорошо информированы о ценах. Соблюдение второго и третьего означает, что покупателям безразлично, у какого производителя покупать товар. Если производитель поднимет цену, то потеряет своих покупателей.

4. Продавцы действуют независимо друг от друга. Они не вступают в сговор между собой по поводу цен. Каждый производитель выбирает лучший для себя объем производства.

5. Фирмы-производители могут свободно покидать отрасль или входить в нее, что позволяет фирме выбрать наиболее эффективный вид деятельности, поддерживает “конкурентное давление” в отрасли.

При соблюдении этих условий реализуется совершенная конкуренция между участниками экономического оборота, которая является основной формой связи в рыночной экономике.

Формы несовершенной конкуренции

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: