Рис. 6.1. Изменение величины спроса

Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняет падение его цены. Если цена товара возрастает от точки В до точки А,то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменится на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, B и т.д. – на кривой спроса DD 1 соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товаров, но не спрос.

 Изменение спроса

Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемов продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:

- уровень доходов в обществе;

- размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

- субъективное отношение покупателей к товарам;

- гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.

На рис.6.2 пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, неизменившейся, цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: