В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психология”. Гуманистическая психология возникла как “третья сила”, противопоставлявшая себя двум существовавшим направлениям – психоанализу и бихевиоризму. Последователи новой научной школы намеревались “выйти” за пределы дилеммы “бихевиоризм – психоанализ” и открыть новый взгляд на природу психики человека.
В докладе ассоциации гуманистической психологии указывалось, что с самого начала гуманистическая психология занималась изучением тех способностей и возможностей человека, к анализу которых не обращались ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно – любви, творчества, развития, смысла жизни и т.д. это – психология, целью изучения которой является здоровый творческий индивид.
Категория личности является центральной категорией гуманистической психологии.
Личность – это одновременно и активное, и потенциальное. Существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет и может стать. Выявление потенциалов личности гуманистическая психология считает одной из важнейших своих задач, стремясь не только описать способ приобретения человеком опыта, но и решить вопросы его расширения, обогащения и осмысления.
Гуманистическая психология выделяет три потенциала, без реализации которых нельзя говорить о собственно личностном способе существования.
а) Творческий потенциал человека. Это одно из важнейших представлений о человеке в гуманистической психологии. Креативность присуща каждому человеку и проявляется не только в том, что принято считать творчеством, но во всех формах самовыражения личности.
б) Способность к аутентичному существованию. Аутентичное существование – это существование, в котором человек достигает идентичности своей собственной природе. В основе аутентичного существования лежат три момента: 1) осознание ситуации, в которой совершатся выбор; 2) осуществление выбора, ведущего к росту личности; 3) принятие ответственности за сделанный выбор.
в) Способность к росту личности. Наличие такой способность отражает стремление личности к аутентичному существованию и поиск путей его достижения. Роль среды (и психологической науки, в конечном счете) состоит в том, чтобы помочь человеку актуализировать свой собственный потенциал.
Одной из основных целей и ценностей личностного способа существования является самоактуализация. Понятие самоактуализации не только формирует представление о способе существования, но и может быть рассмотрено как представление о конечных целях здоровой личности. Cамоактуализация - это не только конечное состояние, но и процесс реализации человеком своих возможностей, причем всегда - выбор из множества возможностей роста личности (непрерывный процесс, подразумевающий многократные отдельные шаги между продвижением вперед и отступлением).
Представители: А.Маслоу, К.Роджерс.