Использование блок-схемы и критического пути

Схема проекта является инструментом, который руководитель и рабочая группа проекта будут использовать на протяжении всего его жизненного цикла. Для руководителя проекта, эта схема является средством планирования, реализации и контроля работ. Для рабочей группы, она служит в качестве источника информации для ознакомления новых членов группы с проектом и его текущим состоянием.

 

Планирование

Поскольку схема показывает взаимосвязи между всеми заданиями по проекту, она позволяет руководителю получить целостное представление о проекте. Этот "взгляд с птичьего полета" дает возможность руководителю назначить сроки начала выполнения заданий, распределить обязанности между членов рабочей группы по выполнению заданий и перераспределять ресурсы в процессе реализации проекта. Проект неизбежно будет отклоняться от плана, поэтому руководителю придется перебрасывать ресурсы с одного задания на другое и вносить другие коррективы для завершения проекта в срок.

 

Реализация

В процессе реализации проекта в схему можно вносить изменения с целью отразить фактический ход работ. Некоторые задания будут закончены раньше предполагаемой даты. Это позволит руководителю проекта составлять более гибкий график работ и даст ему возможность перераспределить ресурсы, чтобы завершить проект раньше намеченного срока или с меньшими затратами. В то же время, выполнение некоторых из заданий может потребовать больше времени, чем предполагалось. В таких случаях руководитель проекта в первую очередь попытается перебросить ресурсы с заданий, не находящихся на критическом пути. Если это не обеспечит достаточных дополнительных ресурсов, то следует подать заявку на выделение дополнительных ресурсов для ликвидации отставания работ от графика.

 

Контроль

Сравнивая график заданий с фактическим ходом работ, руководитель проекта будет знать об отклонениях от плана и сможет принять соответствующие корректирующие меры. В следующих лекциях этот вопрос будет рассмотрен более подробно и будут описаны дополнительные средства отчетности для анализа и контроля состояния проекта.

 

Критический путь

Предполагаемая продолжительность проекта, определенная из анализа критического пути, и намеченная дата его завершения представляют важную информацию для принятия решений руководством. Например:

· Намеченные даты начала и окончания каждого задания.

· Задания, которые должны выполняться точно по графику для завершения всего проекта в срок.

· Допустимая задержка в выполнении заданий, не лежащих на критическом пути, которая не приводит к смещению срока окончания проекта.

· Задания, ресурсы от которых можно, при необходимости, перебросить на задания, находящиеся на критического пути.

 

Контрольный список для проверки качества блок-схемы проекта

ДА или НЕТ

1. Первый узел или задание - это "начало", он расположен на схеме слева;

последний узел - это "конец", он находится на правом краю схемы.

2. Узлы заданий расположены в порядке, который определяется ответом на вопрос "Выполнение какого следующего задания можно начать только после завершения предшествующего задания?"

3. "Время" не принимается во внимание на этом этапе; интерес представляет только то, какое задание предшествует другое задание, а какое следует за ним.

4. Ни один узел задания не должен накладываться на другой узел. Если имеет место наложение, следует разбить задание на два отдельных задания.

5. Все узлы заданий следуют друг за другом в линейном порядке, слева направо; на схеме не должно быть обратных связей, петель.

6. Все узлы заданий на схеме соединены линиями; не должно быть ни одного не соединенного с другими узлами.

7. Все задания логически укладываются в схему; если это не так, то такое задание следует отбросить или определить заново.

8. Любой из путей можно легко проследить от начального до конечного узла.

9. Параллельные узлы заданий, находящиеся на параллельных путях, возможны в том случае, если работу (задания) можно выполнить одновременно.

 

Окончательный тест для блок-схемы проекта

1. Любой посторонний человек может без труда понять порядок выполнения проекта, изучив его схему.

2. Каждый путь можно легко проследить.

3. Какие задания можно выполнять одновременно очевидно из схемы.

4. Все задания расположены в логическом порядке.

5. Схема готова к представлению на рассмотрения высшего руководства для утверждения.

6. Специалисты, составляющие ядро рабочей группы проекта, проанализировали и утвердили эту схему.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Проект представлен в виде списка заданий. Каким должен быть следующий шаг?

2. Каков первый шаг при построении схемы взаимосвязанных заданий?

3. Что такое узел задания?

4. Какими правилами следует руководствоваться при построении схем?

5. Что такое критический путь на схеме планирования?

6. Каковы два способа определения критического пути на схеме?

7. Зачем руководителю схема планирования?

8. Каким образом можно сократить критический путь?

 

Список использованных источников.

1. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами: [учеб, пособие] / Л. Н. Боронина, 3. В. Сенук; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 112 с.

2. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб, пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.

3. Алёшин А.В., Аньшин В.М., Багратиони К.А. и др.; Управление проектами: фундаментальный курс: учебник/ под ред. В.М. Аньшина, О.Н. Ильиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013.- 620 с.

4. Матвеева Л. Г. Управление проектами: учебник / Л. Г. Матвеева. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 423 с.

5. Joseph W. Weiss, Robert K. Wysocki, Пять стадий управления проектом. Практическое руководство по планированию и реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: