Вариант 23.
Часть 1.
А1. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
ёлка тростник приём ателье
Ответ:
А2. Выпишите слово, в котором ударение падает на второй слог.
избалованный дозвонимся диспансер намерение
Ответ:
А3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите и запишите к выделенному слову пароним.
1) На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали министры иностранных дел из пяти государств.
2) Длительный отдых на берегу моря оказал на меня БЛАГОТВОРНОЕ влияние.
3) Находясь в обществе высокопоставленных лиц, с которых он писал портреты, Крамской вместе с внешними манерами понемногу ОСВОИЛ и их взгляды.
4) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.
Ответ:
А4. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
их письма в обоих руках пачка макарон нужные драйверы
Ответ:
А 5. Выпишите слово, в котором два суффикса.
сотрудник подписанный дружественность прохладный
Ответ:
A6. Выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня, вставив пропущенную букву.
пок_ление ст_пендия пож..леть р…внина
Ответ_ __________________________________________
А7. Выпишите слова того ряда, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква, вставив пропущенные буквы.
1) пер_одический, соч…тание 3) укр…титель, осн…щенный
2) приг_реть, обм…кнуть 4) провозгл…шать, разр…стись
Ответ_ __________________________________________
А8. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.
1) пр_влекательность, пр_подавать 2) трещ…тка, собач…нка
3) у афиш…, сплош… 4) в…едливый, мурав…ед
Ответ_ __________________________________________
A9. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропуска одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.
1) в лице…, в сара… 2) в поселк…, в племен…
3) в рисунк…, среди зелен… 4) в утренней прохлад…, у картинной галере…
Ответ_ __________________________________________
А10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
1) леч_щий врач, вяж_щий привкус 2) хлопоч_щий о детях, люди бор…тся
3) пряч_щийся на чердаке, песни слыш…ся 4) задерж_шься, обурева_мый
Ответ_ __________________________________________
A11. Выделите жирным шрифтом предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
1) На площади (не)привычно пустынной и безлюдной не было ни души.
2) Пахло (не)просохшей после обильных дождей землёй.
3) На склоне (не)глубокого оврага виднелась пасека.
4) Поле испещрено (не)заметными мышиными тропами.
A12. Выделите жирным шрифтом предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через РАЗДЕЛЬНО.
1) (В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.
2) (В)ВИДУ дождливой погоды связь с селом прервалась, и (В)ТЕЧЕНИЕ недели пришлось ждать катера.
3) На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.
4) Наш учитель был (В)МЕРУ строгим, но в ТО(ЖЕ) время великодушным человеком..
А13. Укажите цифру, соответствующую грамматически правильному продолжению предложения.
ВЫБИРАЯ профессию,
1) понадобилось много времени, чтобы понять, подходит она человеку или нет
2) важно ориентироваться на собственные предпочтения, а не на престиж специальности.
3) мне необходима консультация специалистов.
4) нас пригласили в колледж на день открытых дверей.
Ответ:
A14. На месте пропусков вставьте Н/НН, объясните условия выбора орфограммы.
Старин _ ые лампы, тка _ ые кошельки, позолоче _ ное пенсне в футляре - все было выброше _ о прибоем времени на эту пусты _ ую площадь..
Ответ______________________________________________________________________
А15. Выделите жирным шрифтом предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Поднялась луна и тени стали чётче, длиннее.
2) Мы принуждены были свернуть влево и сначала проехать версты две по плохой дороге.
3) Почти в каждой повести и в каждом моём рассказе видны следы скитаний.
4) В своей работе я многим обязан поэтам и писателям художникам и учёным разных времён и народов.
А16. Расставьте знаки препинания. Объясните условия постановки запятых.
По ночам они выходили на тенистый берег реки и сидя на камнях поросших мягким тёмно-зелёным мхом и на старых поваленных бурей стволах деревьев смотрели на шепчущиеся с морем волны.
А17. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
С одной стороны (1) страстное влечение к музыке указывало на (2) действительно (3) присущие мальчику музыкальные способности и (4) таким образом (5) определяло для него возможное будущее.
A18. Установите соответствие (цифра/буква)между правиламипостановки тире или двоеточия в данных предложениях, расставьте на месте пропусков соответствующие знаки препинания.
Предложения | Правила постановки |
1. Всё вокруг казалось мне сказочным_ густой тихий лес, избушка на поляне. | а) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть противопоставлена тому, о чём сообщается в первой части. |
2.Сомнений не было _ где-то совсем близко, за косой сеткой снегопада, горит костёр. | б) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть поясняет то, о чём говорится в первой части. |
3. Источник утоляет жажду _ доброе слово оживляет сердце. | в) Бессоюзное сложное предложение, в котором первая часть содержит указание на время или условие того, о чём говорится во второй части. |
4.Выйдет летнее солнце из-за облаков _ сразу почувствуешь на лице горячую ласку света. | г) Простое предложение с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами. |
д) Простое неполное предложение. |
Ответ:______________________________________________________________________________
A19. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
Ответ_ __________________________________________
A20. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Смех в гостиной звучал всё громче и громче (1) и (2) когда Сашка заглянул в неё (3) он увидел картину (4) совершенно его поразившую.
Ответ_ __________________________________________
А21. Укажите, в каком предложении чужая речь оформлена неправильно. Запишите предложение в исправленном виде.
1) «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».
2) Как писал А.Камю, «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует»
3) «Автор пишет только половину книги, другую половину пишет читатель», — утверждал английский писатель Дж.Конрад.
4) Сестра тихо спросила, о том сколько времени он будет у нас гостить?
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания В1—В7.
1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым, да и кое-какие деревья я посадила сама.
(10)Она одевалась очень долго. (11) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(12)Уже вечерело. (13) Сад облетел. (14) Палые листья мешали идти. (15) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (16) Далеко над лесом висел серп молодого месяца.
(17) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (18)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (19)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(20)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (21)Не дай вам бог!
(22)Я осторожно повёл её домой и подумал, как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)
Часть 2. Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.
В1. Из предложения 9 выпишите слово, образованное морфолого-синтаксическим способом.
Ответ:
В2. Из предложений 11-17 выпишите все причастия.
Ответ:
В3. Из предложения 16 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответ: