Программа
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
для специальности: 1-36 11 01 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (по направлениям)
(код и наименование специальности)
2018 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
И. В. Лесковец, зав. кафедрой, к.т.н., доцент;
(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
А. П. Смоляр, доцент, к.т.н., доцент;
(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой Транспортные и технологические машины
(название кафедры-разработчика программы)
(протокол №_ 9 __ от «_ 7 __» ____ 03 _______2018 г.)
Заведующий кафедрой _______________ И.В. Лесковец
|
|
Советом автомеханического факультета
протокол № __ от «___»___________ 2018 г.
Председатель Совета
факультета _______________ А. С. Мельников
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель производственной
практики ______________ О.Н. Платонов
«__» ___________ 2018 г.
Начальник учебно-методического
отдела ______________ О.Е. Печковская
«__» ___________ 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель практики
Целью практики является приобретение практических навыков в области эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и оборудования.
Задачи практики
Задачами практики являются
- изучение устройства строительных и дорожных машин;
- изучение систем управления этих машин, должностных инструкций, руководств по эксплуатации машин и правил техники безопасности при их эксплуатации;
- изучение методов ремонта, восстановления, наладки, диагностики машин, методов и навыков технического обслуживания, сборки, разборки, регулировки узлов и систем машин;
|
|
- ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятием, эксплуатирующим технику.
Требования к содержанию и организации практики
Практика проводится на предприятиях, эксплуатирующих ПТМ и СДМ. Практика направлена на изучение устройства строительных и дорожных машин; изучение систем управления этих машин, должностных инструкций, руководств по эксплуатации машин и правил техники безопасности при их эксплуатации; изучение методов ремонта, восстановления, наладки, диагностики машин, методов и навыков технического обслуживания, сборки, разборки, регулировки узлов и систем машин; ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятием, эксплуатирующим технику.
При прохождении практики формируются или развиваются следующие компетенции:
Коды формируемых компетенций | Наименования формируемых компетенций |
АК-1 | Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач |
АК-4 | Уметь работать самостоятельно |
АК-7 | Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением, информацией и работой с компьютером |
АК-9 | Уметь учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. |
СЛК-5 | Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). |
СЛК-6 | Уметь работать в команде. |
СЛК-7 | Самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. |
ПК -15 | Владеть способами оценки и уменьшения вредного влияния ПТМ и СДМ на окружающую среду |
Продолжительность практики
Продолжительность практики составляет 4 недели (216 часов, 6 зачетных единиц).
Особенности прохождения практики обучающимися заочной и заочной сокращенной форм получения высшего образования
Для обучающихся заочного и заочного сокращенного обучения практика проводится в 6 семестре, составляет 4 недели, 6 зачетных единиц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Этапы практики | Виды выполняемых работ* | Формы контроля / документация |
Подготовительный | 1) оформление документов в университете 2) получение индивидуального задания по практике 3) инструктаж по мерам безопасности | приказ дневник протокол проведения инструктажа |
Основной | 1) подготовка информационных материалов, выполнение индивидуального задания | дневник отчет |
Заключительный | 1) составление отчета по практике 2) защита отчета по практике на кафедре | отчет |
Текущая аттестация по практике представляет собой дифференцированный зачет. Итоговая оценка определяется как результат прохождения практики в виде текущей аттестации (до 100 баллов) и соответствует:
Оценка | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Баллы | 100-94 | 93-87 | 86-80 | 79-72 | 71-65 | 64-58 | 57-51 | 50-41 | 40-17 | 16-1 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Требования к содержанию и оформлению индивидуального задания и отчета по практике
Местом проведения практики являются предприятия и организации, занимающиеся эксплуатацией строительных, дорожных, подъемно-транспортных машин.
Основным местом работы студента является работа, как практиканта, или в должности, стажера-механика, стажера-технолога в отделах главного механика, главного технолога или других службах предприятия.
Студент должен ознакомиться в соответствующих отделах предприятия со следующими вопросами по экономике и организации производства:
- организацией планирования работы дорожных машин, технологией производства работ;
|
|
- организацией планово-предупредительных технических обслуживании, для чего он должен ознакомиться с годовыми, квартальными и месячными планами работ по этим вопросам;
- организацией учета расхода запасных частей, а также сборочных единиц;
- нормативными материалами, фактической трудоемкостью и стоимостью мероприятий по ТО и эксплуатационному ремонту;
- применяемыми методами определения технического состояния, диагностическим оборудованием парка машин;
- научной организацией труда на рабочих местах.
За время прохождения практики студент должен изучить конструкции машин, работающих в данном хозяйстве. При изучении конструкции необходимо воспользоваться инструкциями по эксплуатации и другой технической литературой.
При изучении конструкции следует обратить внимание на следующие вопросы:
- назначение и область применения данной машины;
- технологию производства работ данной машины;
- кинематическую схему машины;
- гидравлическую, электрическую и другие схемы машин;
- конструкцию рабочих органов;
- конструкцию силовой установки;
- конструкцию узлов трансмиссии, ходового оборудования, узлов металлоконструкций;
- устройство систем управления машиной;
При изучении правил эксплуатации ПТСДМ необходимо воспользоваться инструкциями по эксплуатации используемых машин с последующей проверкой их применения на практике.
При изучении правил эксплуатации студентам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- особенности технического обслуживания, ремонта техники, используемой на объекте;
- особенности сезонного обслуживания и эксплуатации используемой техники;
- выполнение крепежных и контрольно-регулировочных работ;
- периодичность выполнения крепежных работ для основных агрегатов и узлов машины;
- порядок контроля и регулировки элементов передач, подшипников, зубчатых передач, ременных передач и т. д;
- порядок контроля и регулировки тормозов и фрикционов;
- порядок контроля и регулировки ходового оборудования;
|
|
- применяемые смазочные масла по сезонам;
- применяемые охлаждающие и тормозные жидкости;
- применяемые виды топлива;
- применяемые способы хранения машин в нерабочее и межсезонное время;
- применяемое оборудование при проведении технического обслуживания и ремонта при смазке и заправке отдельных узлов машин;
- применяемые способы транспортировки;
При изучении вопроса технологии производства строительных материалов, ведения строительных работ и возведения дороги при помощи ПТСДМ в условиях производства этих работ на объекте практики студенты должны изучить рабочие процессы машин и агрегатов, эксплуатирующихся на объекте.
Так, например, при прохождении практики на АБЗ, студент должен ознакомиться с технологической схемой завода и хорошо себе представить назначение каждого отдельного комплекса:
- дробильно-сортировочного;
- битумоплавильного;
- сушильного;
- смесительного;
- накопительного и др.
Студент должен знать составы асфальтобетонных и бетонных смесей, марку и гранулометрический состав щебня, песка, состав минеральных порошков и т.д.
При изучении рабочих процессов машин, участвующих в сооружении дорог и строительстве, необходимо разобраться в технологических схемах выполнения и схемах работы отдельных машин и привести их в отчете.
Проследить характер взаимодействия отвального рабочего органа с грунтом.
Проследить характер воздействия уплотняющих катков с отсыпаемым в дорожное полотно грунтом в зависимости от связанности грунтов, конструктивного использования рабочих органов и т. д.
Знать характер стружкообразования, знать, как наполняется ковш скрепера, если меняется степень связности грунта, глубина резания, конструктивное исполнение режущего органа и т. д.
Таким образом, студент должен научиться анализировать ход того или иного рабочего процесса, подмечать главное в нем, выявлять факторы, положительно влияющие на ход рабочего процесса и снижение его трудоемкости.
При изучении правовых вопросов ознакомиться с должностными инструкциями следующих должностных лиц:
- водителя, оператора машины;
- бригадира-механика;
- линейного механика;
- начальника мастерских.
- главного механика.
Кроме того, необходимо усвоить практику применения трудового законодательства по следующим вопросам:
- порядок приема на работу;
- заключение и расторжение трудового договора;
- порядок возмещения материального ущерба;
- порядок рассмотрения трудовых споров.
Обеспечение жизнедеятельности человека. По этой части студент должен обратить внимание на следующие вопросы.
- организация охраны труда на предприятиях при проведении ТО и ремонта.
- техника безопасности при ремонте и ТО СДМ.
- меры безопасности, предусматриваемые при эксплуатации строительных и дорожных машин и оборудования.
- безопасность труда при выполнении общестроительных работ.
Охрана окружающей среды:
- мероприятия по охране окружающей среды при ТО и ремонте ПТСДМ (мойка, сбор отработавших масел и жидкостей и т. д.);
- причины повышения токсичности отработавших газов;
- мероприятия по охране окружающей среды при строительстве дорог и при выполнении других строительных работ;
- меры по охране окружающей среды на местах стоянок и хранения ПТСДМ.
Отчет по практике должен составляться в соответствии с разделами настоящей программы. В период практики студент должен вести дневник установленной формы, получить отзыв руководителя организации по проведенной практике и составить отчет по практике, включив в него разделы и вопросы, поставленные в данной программе. При этом должны быть обязательно освещены следующие вопросы:
1) структура предприятия, краткое описание машин, эксплуатирующихся на предприятии в соответствии с индивидуальным заданием;
2) индивидуальное задание;
3) охрана труда на предприятии;
4) стандартизация, метрология и контроль качества продукции на предприятии;
5) выводы и предложения.
Отчет подписывается студентом, руководителем практики от предприятия или руководителем предприятия и руководителем практики от университета. Подпись руководителя практики от предприятия удостоверяется печатью отдела кадров или отдела подготовки кадров. Отчет и дневник представляются на кафедру. Их качество выполнения учитывается при сдаче дифференцированного зачета по практике. Дневник и отчет составляются в течение всего периода прохождения практики. Объем отчета - 15…20 листов формата А4, оформленные в соответствии с действующим ГОСТом. Защита отчета проводится в комиссии профилирующей кафедры по окончании срока прохождения практики.