Часть первая Язык логики и философии 15 страница

Как известно, Тургенев приписывал честь изобретения слова «нигилизм» себе '. Нет оснований оспаривать искренность этих заявлений: Тургенев совсем не обязан был помнить все слышанные им университетские лекции. Тем не менее связь шести­десятых годов с тридцатыми почти очевидна и нет необходимости рассекать исто­рию термина на две самостоятельные части: до 1862 г. и после.

Термин «нигилизм» в своей эволюции являет интересный пример такого изме­нения значений, при котором в конце эволюции значение его оказывается, каза­лось бы, диаметрально противоположным значению его в начале. Как бы ни было соблазнительно видеть здесь пример диалектического скачка и истолковать его как переход от «тезиса» к «антитезису», тем не менее мы имеем здесь дело со случаем, который можно было бы назвать псевдодиалектическим.

Прежде чем подробно изложить соображения, приводящие нас к такому заклю­чению, мы должны привести в систему некоторые фактические данные. Как мы уже видели, нигилизм у Жан-Поля означал идеализм, отвергающий реальность внешнего мира. Жан-Поль мог заимствовать термин «нигилизм» в таком значении у Якоби, с которым его связывали многие узы духовного родства11. Нападение на субъективный идеализм, начатое Якоби, поддерживаемое Жан-Полем (в его Vorschule der Aesthetik) и другими, ввело в обиход школьной немецкой философии


__________________________________ QЦ I

термин «нигилизм» для обозначения последовательного идеализма. Следом такого употребления является, например, статья в философском словаре Круга. «Вполне последовательный идеализм, — пишет Круг, — должен был бы по меньшей мере начинать с нигилизма. Ибо полагая идеальное в качестве исходного и первоначаль­ного пункта, идеализм полагает идеальное без чего бы то ни было реального, стре­мясь вывести все реальное из этого идеального. Поэтому идеализм должен начи­нать с абсолютного небытия (Nichts), что действительно и имеет место у некоторых натурфилософов (напр. Окена)»12. Вообще говоря, эпитет «нигилист» прилагается в немецкой философии первой половины XIX столетия к идеалистам лишь их про­тивниками и всегда с оттенком порицательным, всегда по адресу современников. Упоминавшиеся нами Надеждин и Берви могли заимствовать термин «нигилизм» именно из подобного рода немецких источников. В частности Надеждин мог прямо заимствовать его у Жан-Поля, как и Шевырев.

В настоящем году исполнилось ровно сто лет со дня введения термина «ниги­лизм» в русскую литературу. В статье, озаглавленной «Сонмище нигилистов. Сцена из литературного балагана» и помеченной «2 января 1829 г. На патриарших пру­дах», Никодим Надоумко [Надеждин] заговорил о «страшной фантасмагории чудо­вищного нигилизма»13. Статья была написана по поводу разбора байроновского «Манфреда» в «Московском Телеграфе», где говорилось о «тайнах ничтожества», о том, что дух нашего времени находит наслаждение упиваясь чувством небытия» и т. д.14

«Исчадия Хаоса суть безобразный Ерев и мрачная Нощь. Да и может ли быть иначе?» — восклицал в ответ на это Надеждин. Первым русским нигилистом ока­зывался Пушкин. Играя этимологией, Надеждин писал по поводу «Графа Нулина». «Наша Литература Хаос, осеменяемый мрачною философией ничтожества, разра­жается — Нулиными*. Множить ли, делить ли нули на нули — они всегда остаются нулями!»15. В следующем номере «Вестника Европы» Надеждин развивал ту же тему: «Если имя Поета должно всегда оставаться верным своей этимологии, по которой означало оно у древних Греков творение из ничего, то певец Нулин есть par excellence Поет. Он сотворил из ничего сию поему. Но зато и оправдалась над ней во всей силе древняя аксиома Ионийской философской школы, на которую столь нападали Креационалисты, что из ничего ничего не бывает (ex nihilo nihil fоt)»16. И дальше: «„Fi donc!" закричат со всех сторон усердные прихожане нигили­стического изящества, коим становится дурно от всякого чтожества»17.

В следующем 1830 г. Надеждин в отрывке из своей диссертации в том же «Вест­нике Европы» опять говорил о «низвержении в мрачную бездну есфетического нигилизма»18.

Из контекста совершенно очевидно, что имел в виду Надеждин под именем нигилизма: Надеждин громил здесь и кладбищенскую лирику романтиков, и ро­мантический эрос разрушения — смерти, и байроновский скептицизм, и светскую пустоту. В конечном счете совершенно так же, как и у Жан-Поля шла речь о само­разложении субъективности, оторвавшейся от реальности, о саморазрушении я, замкнувшегося в себе.

Та же немецкая традиция заметна и в позднее появившейся книге Берви «Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жиз­ни». у Берви речь идет о идеализме Фихте, отвергающем реальность внешнего мира. «Фихте и последователи его приходят к тому заключению, что мы не ведаем Ни о каком бытии, ниже о своем собственном бытии. Нет бытия... вся жизнь есть сон без предмета сновидения, без духа сновидца (Fichte. Ueber die Bestimmung des 13*


388


К истории слова «нигилизм»


 


Menschen)»20. «Позволяю себе думать, — продолжает далее Берви, — что эти Nichilist'bi, будучи укушены собакою в ногу или порезавши себе палец, не примут боль от этого происходящую за призрак, а станут прибегать к вещественным сред­ствам, чтобы избавиться от боли»21. Отрицающие всякое реальное бытие Nichilist'bi из ничего создают ничто — это вывод, к которому приходит Берви. Показательно, что самое слово «нигилист» Берви пишет по-немецки — Nichilist, что прямо указы­вает на заимствование из немецкого источника.

Итак, крайний идеализм в философии (фихтеанство) или крайний идеализм в искусстве и жизни (романтизм) — вот что имеют в виду противники того и другого, употребляя термин «нигилизм». В этом слове всегда слышится некоторая угроза или предостережение по адресу незрелых фантазеров и всеразрушающих критиков. Если бы термин «нигилизм» не таил в себе этого элемента оценки и квалификации, то вполне можно было бы удовольствоваться терминами «субъективный идеализм», «солипсизм», «романтизм», «скептицизм» и т. п. Добролюбов был вполне прав, когда писал по поводу Берви: «г. Берви очень остроумно умеет смеяться над скеп­тиками или, по его выражению, Nichilist'aMH»22.

Когда в 1862 г. термин «нигилизм» вошел в моду, то некоторые журнальные критики продолжали отдавать себе ясный отчет в прежнем значении термина. На это первоначальное значение слова указывали главным образом те, кто не хотел принять нового прилагаемого к ним названия. Так, Антонович уже в следующем, 1863 г., писал в «Современнике»23: «Нигилизм — термин философский и в филосо­фии он имеет определенное значение: им обозначаются системы, не признающие ничего реального, никакого действительного существования, называющие мир действительный только призраком, состоящим из одних несущественных явлений, в этом смысле нигилизмом называют систему Фихте, который говорил, что внеш­ний мир не существует, не имеет самобытного существования, а есть только явле­ние или обнаружение „Я". Таким образом, применять этот термин к явлениям рус­ской литературы, а тем более жизни совершенно нелепо». Еще годом позднее, в 1864 г., критик другого органа «нигилистов» «Русского Слова» Варфоломей Зайцев писал: «По Беркли, в мире нет ничего, кроме идеи, или реальных предметов не существует, а существуют только человеческие представления о них... то же самое утверждал Фихте (и к этому относится название нигилизм, так неуместно приданное г. Тургеневым нашей молодежи»)24.

Теперь мы можем ответить на поставленный нами вопрос о псевдодиалектиче­ском изменении значения слова «нигилизм». Когда одна из борющихся сторон на оскорбительные выражения другой отвечает повторением тех же выражений, или когда победные возгласы одной стороны переходят в уста другой, то, несмотря на то, что смысл и интенция восклицаний делаются диаметрально противоположными, все же корень изменений здесь не в самих словах или суждениях, а в действительном соотношении сторон, в диалектике самой жизни. Точно так же и в нашем случае, не «имманентная» диалектика понятия или термина приводит его в его противопо­ложность, как бы ни было соблазнительно видеть здесь «диалектику саморазвиваю­щегося смысла» или «переход понятия от тезиса к антитезису». Как мы увидим позднее, значение слова «нигилизм» изменяется совсем не так сильно, как это кажется. Слово только начинает прилагаться вместо одного круга лиц к их антипо­дам. Слово переходит из одних рук в другие. Диалектика не в слове, а в судьбе тех, кто пользуется словом.

Слово «нигилизм», впервые появившееся в 1862 г. на страницах катковского «Рус" ского Вестника», получившее распространение благодаря деятельности враждебно


к «нигилизму» настроенных общественных кругов и слоев, оторвалось в представ­лении последних от своих генетических корней. Являясь выражением и порожде­нием определенной идеологии, оно стало функционировать в сознании носителей этой идеологии как кое-что им чуждое, объективно данное. Слово «нигилизм» ока­залось носителем и вместилищем таких содержаний, которые и в голову не прихо­дили его творцам. Создался своего рода фетишизм термина, когда термин, как таковой, явился источником целого ряда новых представлений, первоначально с ним не связывавшихся. Слово, выражая идеологию противников нигилизма, стало воздействовать на них, как нечто им чуждое. Слово, бывшее орудием в руках опре­деленной социальной группы, подчинило себе психологию этой группы и заставило ее двигаться в определенном направлении.

Посмотрим, как это происходило. Всем известны из фольклора случаи, когда этимология слова оказывается в народном сознании источником мифических представлений. Из слова «нигилизм» делались иногда умозаключения совершенно подобные. Как будто забыли о том, что слово «нигилисты» было пущено в ход Тур­геневым, начали сквозь призму романа смотреть на явления действительности. За­бывали о том, что сами «нигилисты» не мирились с новым названием. В 1862 г., вскоре же после появления романа Тургенева, В. Певницкий (профессор Киевской Духовной Академии) писал25: «Поклонники Базарова величают его нигилистом и этим словом хотят выразить всю высоту его точки зрения. Между тем для нас, в самом значении этого слова, содержится очень нелестная оценка для его направ­ления». На самом же деле поклонники Базарова в лучшем случае мирились с этим названием, никогда не хотели им выразить никакой высоты и часто употребляли его с прибавлением «так называемый». Невзирая на это, реакционное мышление творило миф на основе этимологии слова, им же самим пущенного в ход. Ниги­лизм от nichil — ничто, это давало враждебной журналистике постоянные поводы возвращаться к мысли, что нигилисты, провозглашая нигилизм, доводят до абсурда собственное направление. В «Домашней Беседе» Аскоченского священник Мухин из Херсона писал: «Дальше нигиля идти уже некуда; а у Базарова главная задача — все существующее в быту человеческом привести в нигилъ (ничто)»26. Князь Вязем­ский в журнале Каткова острил:

Грех их преследовать упреком или свистом. На нет нет и суда: плод даст ли пустоцвет. Ума в них нет, души в них нет, Тут поневоле будешь нигилистом v.

Погодин в рассуждении, читанном в публичном заседании Общества Любителей Российской Словесности 2 мая 1863 г.28, заявлял: «[нрзб.] кроме разве нигилистов, взаимно друг друга уничтожающих и погрязающих в своем нелепом ничтожестве. Туда им и дорога». А некто С. П. в «Журнале для родителей и наставников» за 1864 год29 издевался: «Дожили и доучились до нуля, до нигилизма». И тут же про­рочил: «Нося в себе одну пустоту или сущее ничтожество, нигилизм естественно перейдет в ничто: ex nihilo nihil fit»30. Здесь всюду корень слова давал основу для суждения о «существе» обозначаемого предмета.

Корень «нигиль» — одно из направлений, по которому развивались направле­ния о нигилизме. Суффикс «изм» — другое. Предположим на минуту, что вместо слова «нигилизм» укоренилось бы и распространилось слово «базаровщина» или какое-нибудь другое без суффикса «изм». Представления стали бы складываться совсем по иному закону. «Изм» создавал представление об учении, доктрине,


390


К истории слова «нигилизм»


 


единой школе. Как видно из просмотра словарей 60-х и 70-х гг., такое представле­ние создалось в действительности. В 1865 г. Даль дал краткое и выразительное определение: «Нигилизм. Безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать»31. В словаре Дубровского (1866) мы читаем следующее опре­деление: «Нигилизм (от нигиль — ничто) учение, отвергающее жизнь духа. Отсюда нигилист — последователь этого учения»32.

Энциклопедический словарь Березина33 толкует нигилизм, как философское учение о ничтожестве или уничтожении всего сущего, так же как «теорию, конеч­ный выход коей — ничтожество». «Учение о нигилизме, — говорится здесь, — составляет основу буддизма». В конце статьи указывается, что в новейшее время нигилизм обозначает «отрицательную школу русской молодежи». Не иначе объяс­няется слово «нигилизм» в словаре иностранных слов А. Д. Михельсона34, где оно обозначает «учение, отвергающее существование чего бы то ни было», а слово «ни­гилист» толкуется в смысле «последователя нигилизма». Словарь В. Клюшникова (1878), когда- то громившего нигилизм в романе «Марево», судит о нигилизме так: «Нигилизм. Учение о ничтожестве всего существующего. Нравственный нигилизм, уничтожение различия между добром и злом; теологический нигилизм, то же, что атеизм. Нигилисты, введенное в употребление Тургеневым, название русской отри­цательной школы»35. Заметим: школы, а не направления, движения.

Любопытно проследить, как уже при своем появлении новый изм плодил догадки и теории. Пущенное в оборот слово имело в виду не столько единую теорию, уче­ние, школу, сколько умонастроение. Слово, построенное по типу «гегелевщина», «обывательщина», «казенщина», было бы гораздо более адекватным. Но «изм» говорил о другом и заставлял мысль двигаться в строго определенном направлении. Слово «нигилизм», метя в умонастроение русских материалистов, было только новым названием для материалистов, точно так же, как раньше в устах противников оно прилагалось к представителям крайнего идеализма. Между тем вскоре же после появления романа Тургенева «Иллюстрированный Листок» В. Зотова почувствовал необходимость различить нигилизм и материализм: «Нигилизм... это, как известно, последнее слово современной философии, нечто даже выше материализма. Ниги­лист отвергает все... это последняя точка, до которой доходит человек в своем отри­цании всего, что не приносит ему прямой пользы, материального наслаждения»3.

Наиболее «философичный» из журналов начала 60-х гг., «Время» Достоевского, попытался в анонимной статье «Нигилизм в искусстве» определить положение ни­гилизма в ряду философских систем. Нигилизм, именно благодаря своему «изму», был возведен в самостоятельное философское учение. «Отчего Базаров у Тургенева зовет себя не идеалистом (что уже, конечно, понятно), и не материалистом, а ниги­листом? — спрашивает автор статьи. — Чем материализм и нигилизм различны между собой, это не для всех, вероятно, ясно. А ведь чем-нибудь да различны. Иначе не пронеслась бы в воздухе новая формула для выражения верований». Автор нашел различие в том, что материализм Бюхнера признает за догмат «веру в силу и материю», а нигилизм не «признает без проверки даже материи и силы». «Но нигилизм и не скептицизм, — продолжает автор. — Скептицизм тоже верит, что может быть есть материя, а может быть есть дух, а может быть есть и материя, да есть и дух вместе»37. Так получается четырехчленная формула: идеализм, мате­риализм, скептицизм, нигилизм.

Нечто подобное мы находим в статье Антоновича38, который пытался определить нигилизм как философскую систему. «Изобретатель нигилизма определял его таки­ми чертами: нигилист тот, кто ничему не верит, ничего не признает и не принимает


без оснований и доказательств, на философском языке эти гносеологические приемы называются скептицизмом, а пожалуй и критицизмом. Затем он приписывает ниги­лизму известные философские воззрения, имеющие характер очень реалистиче­ский, — что уже никак не вяжется с понятием нигилизма».

Но столь философично рассуждать о нигилизме можно было только в первые годы возникновения термина, в эпоху его младенчества. Скоро для всех стало ясным, что суть не в якобы единой школе и якобы едином учении, обозначаемых термином, а в характеристике умонастроения, что нельзя говорить о нигилизме как единой системе. Сохраняя свое содержание, термин «нигилизм» получил широко расплывающийся, неопределенный объем, получил способность прилагаться к са­мым разнообразным явлениям. Бранное слово, имея совершенно определенное значение, способно приклеиваться самым неожиданным образом к самым раз­личным лицам, причем никто, кроме школьного педанта, не станет выделять об­ругиваемых в особый реально существующий класс. Совершенно также слово «нигилист» в устах реакционной партии стало расплываться в объеме, получило подвижность. Эмоционально-оценочные элементы взяли верх над дефинициями. Акцент перешел с «нигилизма» на «нигилистов». Салтыков-Щедрин уже в 1863 г. очень метко формулировал именно это обстоятельство: «Слово „нигилист" вывело „благонамеренных" из величайшего затруднения. Были понятия, были явления, которые до тех пор затруднялись, как назвать, теперь этих затруднений не сущест­вует: все это нигилисты... Таким образом нигилист, не обозначая собственно ничего, прикрывает собой всякую обвинительную чепуху, какая взбредет в голову благона­меренному»39.

Нигилизм расплывался, кличка «нигилист» оставалась. Думать о каком-либо философском единстве было трудно. На первый план выступил определенный облик, психологический тип, характер поведения. Логические признаки учения были вытеснены психологическими характеристиками и паспортными приметами. Орган «сословных дворянских интересов», газета «Весть», издававшаяся Скаряти-ным и Юматовым, дала в 1864 г. полный свод таких полицейских примет нигилизма. В статье «Наши нигилистки» аноним, скрывшийся за тремя звездочками, писал: «Наши нигилистки обыкновенно очень дурны собою, чрезвычайно неграциозны... одеваются без вкуса и донельзя грязно, редко моют руки, никогда не чистят ногти, часто носят очки, всегда стригутся, иногда даже и бреют волосы... Читают почти исключительно Фейербаха и Бюхнера, презирают искусство, с некоторыми моло­дыми людьми на „ты"» и т. д.40 Дело не ограничилось игриво-остроумным фельето­ном дворянской газетки. 1866 год был свидетелем невиданного патриотического усердия. Нижегородский временный генерал-губернатор Огарев 13 октября писал начальнику губернии: «Замечено, что на улицах Нижнего Новгорода встречаются иногда дамы и девицы, носящие особого рода костюм, усвоенный т. н. „нигилист­ками" и всегда почти имеющий следующие отличия: круглые шляпы, скрывающие коротко обстриженные волосы, синие очки, башлыки и отсутствие кринолина. Со дня преступления 4 апреля (каракозовского покушения) среда, воспитавшая злодея, заклеймена в понятии всех благомыслящих людей, а потому и ношение костюма, ей присвоенного, не может, в глазах блюстителей общественного порядка, не счи­таться дерзостью, заслуживающею не только порицания, но и преследования». Из всего сказанного вытекало заключение о необходимости обязывать означенных лиц подписками в полицейском управлении изменить свой костюм, в случае же от­каза объявлять им, что они будут подлежать высылке из губернии41. «Весть» забила отбой и в передовой статье № 90 иронизировала: «Продолжая идти таким путем,


392


К истории слова «нигилизм»


К истории слова «нигилизм»


 


кто поручится, что в скором времени наши матери, жены и дочери не иначе будут шить свои платья, как по инструкции, получаемой ими из полиции через обяза­тельных квартальных надзирателей».

Итак, «нигилизм — направление умов», «нигилизм — определенный физический и нравственный облик», вместо «нигилизма — школы», «нигилизма — учения». После полутора-двух лет сравнительного затишья (1864-1865) в 1866 г. каракозов-ское покушение заставило вновь столичных публицистов схватиться за слово «нигилист», которое за этот промежуток времени часто забывалось ради слова «поляк». По поводу статей Шедо Ферроти (барона Фиркса) в «Echo de la Presse Russe» Катков писал, ясно отдавая себе отчет в происшедшей метаморфозе терми­на: «Автор говорит о русском нигилизме как о какой-то школе или партии, разви­вающейся и изменяющей свой характер: он как будто не знает, что имя нигилизма введено в употребление для того, чтобы характеризовать известное направление, изображенное г. Тургеневым в его романе „Отцы и дети", и что люди этого направ­ления сами не называли себя нигилистами»42. Катков нападал на Шедо Ферроти напрасно. Шедо Ферроти в сущности утверждал то же самое, когда писал: «Многие, как в России, так и на Западе, полагали, что слово нигилизм, нигилисты, имело в виду организованное общество, своего рода политическую секту. Это большое заблуждение. Нигилизм совсем не политическая группировка, даже не доктрина или учение, образующее школу и способное быть предметом пропаганды. Ниги­лизм — это нравственное убожество, поразившее современное общество»43. Страхов философски рафинировал эту газетную ругань. Еще в 1863 г. он писал, что ниги­лизм едва ли существует, хотя нет никакого сомнения, что существуют нигилисты. «Есть например спиритисты, а между тем столов, способных двигаться от действий духов и предвещать будущее, наверное нет»44.

В 1872 г. Страхов выразился еще определеннее, отличая нигилизм, как «явле­ние преимущественно нравственное, отнюдь не голое умственное заблуждение», от материализма, как теории или учения45.

Во всех этих случаях лучше было бы говорить о «нигилистичности» как свойстве самых разнородных учений и верований, но историческая жизнь слова имеет свои законы и не всегда поддается терминологической регламентации, в особенности в публицистике. В нигилизме был забыт «изм», который только изредка вводил в заблуждение составителей словарей. Нигилизм превратился в средство психологи­ческой характеристики, в подвижной характерологический признак, переходящий от одного явления к другому. Фельетоны подхватили в этой связи новую «дефини­цию»: нигилизм — болезнь. Молчаливо подразумевалось, что нигилизмом может «заболеть» всякий, точно так же, как болезнь может пристать ко всякому. Особенно хлестко выразился Шедо Ферроти в своей французской книге: «Нигилизм, дошед­ший в своей болезни до пароксизма — презренное существо, для которого нет ничего священного, это буйно-помешанный, способный внушить только отвраще­ние». В. Шульгин в «Киевлянине» говорил о нигилизме как о «злом начале, начав­шем заражать наш общественный организм», о «нигилистическом золотушном худосочии в нашем общественном организме», о «накожных язвах»47. По поводу книги Шедо Ферроти официальный «Русский Инвалид» писал: «Так называемый нигилизм нечто вроде острой сыпи, появляющейся местами наружу, когда орга­низм находится в возбужденном состоянии»48. Свое завершение все эти медицин­ские иносказания и метафоры нашли в большой статье Μ. Φ. Де Пуле «Нигилизм как патологическое явление русской жизни», появившейся на страницах «Русского Вестника» после убийства Александра II49.


Такое распространительное толкование нигилизма как «направления умов», как «общественного настроения», как «морового поветрия», способного принимать самые различные формы и «заразить» всякого, невольно приводило к мысли о «ни­гилизме до нигилизма». Не говоря уже о том, что все революционное движение 60-х — 70-х годов огулом квалифицировалось противниками как «нигилизм», начали искать нигилизм в историческом прошлом. Из явления «шестидесятничества» нигилизм превращался в «вечную» категорию50.

Нигилизм заволакивался туманом времен, расплывался и становился неулови­мым. Но qui nimium probat, nihil probat, между тем именно при такой постановке вопроса нигилизм, как реальное явление современной жизни, ускользал из рук противников. Вопрос был поставлен слишком широко, а нужно было закрепить термин за реальными врагами. Где же все-таки нигилисты и кто они? И если не нигилисты вообще, то нигилисты par excellence, квинтэссенция нигилизма? В этих поисках нигилизма мы являемся свидетелями любопытной картины: враги «ниги­лизма» навязывают «нигилистам» свое название, между тем никто не соглашается принять это название. От него отказывается «Современник», от него же отказыва­ется «Русское Слово» — эти «два главные органа русского нигилизма», по опреде­лению «Современного Листка»5'. Эпитет «нигилисты» приняли лишь те Ситниковы и Кукшины тургеневского романа, которые ничего общего не имели с действительно революционным движением. Характерен эпизод, рассказываемый Н. Соловьевым52. «Недавно, разговаривая с одним приличным господином, мы как-то кстати помя­нули слово „Гумбольдт", и были вдруг прерваны полупрезрительным восклицанием: „Да что Гумбольдт!" Точно такое же восклицание последовало, когда мы упомянули Риттера: „Да что Риттер!" Наконец, думая подействовать на него Ньютоном, я ре­шился произнести и это великое имя: „Да что Ньютон! Это математик", махнувши рукою, сказал господин. Пораженный рядом таких восклицаний, я позволил себе спросить: „Да что же такое вы?" — „Я? сказал, немного запнувшись, господин: я — нигилист!"».

Только Герцен, из лондонского далека, не видя, кто именно в России принял название «нигилистов», пытался принять термин «нигилизм» в положительном смысле, вопреки обычным ходам мысли: нигилизм — нуль, ничто53. В «Полярной Звезде» на 1869 г. Герцен писал: «Нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает, что ничего, принимаемое за что-нибудь — оптический обман». — «Идет это название к делу или нет, это все равно. К нему привыкли, оно принято друзьями и врагами... Разумеется, если под нигилизмом мы будем разуметь обратное творчество, т. е. превращение фактов и мыслей в ничто, в бесплодный скепти­цизм... тогда настоящие нигилисты всего меньше подойдут под это определение, и один из величайших нигилистов будет И. Тургенев, бросивший в них первый камень»54. Герцен здесь проявил излишнее усердие и оказывал в сущности русским революционерам ненужную услугу. Последние и не думали принимать термин «нигилизм» и как будто облагораживать ставшее бранным название.

Вернемся к «Современнику» и «Русскому Слову» и к тем поискам нигилизма, которыми были заняты противники. Для уяснения дальнейшего напомним, что оба журнала различно встретили появление романа Тургенева «Отцы и дети». Анто­нович в «Современнике» приравнял Тургенева к «мракобесу» Аскоченскому и увидел в нигилисте Базарове карикатуру на молодое поколение, Писарев в «Рус­ском Слове», наоборот, принял Базарова. Именно поэтому «нигилизм» по преиму­ществу стал противниками связываться с группой «Русского Слова», или, точнее, навязываться ей. «Нигилисты» сотрудники «Русского Слова» — вот еще одно



394

К истории слова «нигилизм»

значение термина. В этом отношении показательна статья в «Отечественных За­писках»55, в которой В. Крестовский, в 1861-1862 гг. сотрудничавший в «Русском Слове», был причислен к «поэтам нигилизма» за свои эротические стихотворения. «Нигилистического» у Крестовского было меньше, чем у кого бы то ни было дру­гого. Два года спустя Крестовский перекочевал в «Отечественные Записки», где рядом с критическими статьями Николая Соловьева, громившими Чернышевского и Писарева, печатались его «Петербургские трущобы». Но в 1862 г., когда ниги­листы еще плохо отличались от танцующей канкан молодежи56, сотрудничество в «Русском Слове» было достаточным, чтобы дать аттестацию в нигилизме. По-ви­димому, в ответ на такое причисление Крестовского за его сотрудничество в «Рус­ском Слове» к поэтам нигилизма «Время» Достоевского напечатало анонимную статью «Нигилизм в искусстве», о которой нам уже пришлось говоритьз7. «Формула нигилизма неприложима к искусству», — заключал свои философские размыш­ления автор. «Искусство может быть идеальное, реальное, пожалуй матерьяльное, но нигилистического искусства нет и быть не может. Нигилизм в искусстве значит просто чистое, голое отрицание искусства и его явлений»58. В следующем 1863 г., когда «Русское Слово» раскритиковало стихотворения своего недавнего сотруд­ника, «поэта-нигилиста», зотовский «Иллюстрированный Листок»^9 злорадство­вал, найдя, наконец, проявления настоящей «беспринципности» и настоящего «нигилизма».




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: