Модуль 1. Наука – астрономия. Методы астрономических наблюдений (2 часа)
Введение в астрономию. Астрономия - наука о Вселенной. Связь астрономии с другими науками. Телескопы. Обсерватории.
Виды и формы внеурочной деятельности: Презентация, беседа, работа в группе по изготовлению поделки «Телескоп», просмотр видеоролика «Вселенная телескопа Хаббл», индивидуальное сообщение о телескопах и мини обсерваторий в Челябинской области.
Модуль 2. Развитие взглядов на Вселенную(4 часа).
Вселенная в представлениях древних индейцев, древних вавилонян, египтян. Античная астрономия: предположения Пифагора, взгляды Аристотеля, измерение Земли Эратосфеном. Аристарх Самосский – Коперник античного мира. Система мира по Птолемею.
Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира. Взгляды Джордано Бруно на Вселенную, как бесконечное пространство. Наблюдения и открытия Галилео Галилея. Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы. Вильям Гершель – основоположник звёздной астрономии.
Виды и формы внеурочной деятельности: презентация, видеофильм о возникновении Вселенной. Работа в группах по изготовлению моделей Вселенной. Модели собственной Галактики. Конкурс творческих работ по теме (рисунки, презентации, газеты).
Модуль 3. Вселенная в настоящем (6 часов)
Звёзды. Расстояния до звёзд. Размеры звёзд. Температура и цвет звёзд. Виды звезд. Эволюция звёзд. Планеты у других звёзд. Созвездия. Созвездия Северного и Южного полушария. Легенды о созвездиях. Наша Галактика. Виды Галактик. Современная модель Вселенной. Большой взрыв и расширение мира.
Виды и формы внеурочной деятельности: презентации, просмотр учебных видеосюжетов. Сообщения, создание лепбука «Современная модель Вселенной». Наблюдение за звёздным небом (проводится в вечернее время). Виртуальная экскурсия в планетарий. Работа с картой звездного неба. Практические занятия: Нахождение основных созвездий Северного полушария. Наблюдения за изменением положения звёзд на небе. Защита проектов.
Модуль 4 Солнечная система (12 часов)
Структура Солнечной системы: планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные тела. Размеры Солнечной системы. Планеты земной группы. Луна - естественный спутник Земли. Фазы Луны. Затмения. Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Тунгусский и Челябинский метеорит. Строение Солнца. Активность Солнца. Влияние солнечной активности на Землю. Окраина Солнечной системы. Пояс Койпера. Облако Оорта. Гипотезы возникновения Солнечной системы.
Виды и формы внеурочной деятельности: практические работы: Наблюдения за изменениями фаз Луны, за изменением вида Луны вечером. Изготовление модели Солнечной системы. Создание кейса: «Солнечная активность», «Челябинский метеорит». «Есть ли жизнь на Марсе», викторина: «Солнечная система». Открытое мероприятие для дошкольников и начальных классов «Космическое путешествие». Защита проектов.
Модуль 5 Космическая эра (10 часов)
Освоение космоса. Начало космической эры. Космонавтика. Ракеты. Великие конструкторы. К.Э. Циолковский, С. Королёв – отцы мировой космонавтики. Искусственные спутники Земли. Человек в космосе. Первые космонавты. Космические полёты. Исследование планет. Человек обживает ближний космос. Космические обсерватории. Космические экспедиции по Солнечной системе. Космос служит человеку. Орбитальные космические станции. Современная космонавтика. Космическая экология. Космический мусор.
Виды и формы внеурочной деятельности: презентации, видеосюжеты по теме, создание и защита мини проектов: «Первые космонавты», «Космический мусор», «Одиноки ли мы во Вселенной», «Как очистить космос», проект: «Ракета»; создание лепбука: «Жизнь космонавтов в космосе», «Для чего летают в космос». Открытое мероприятие для начальных классов и дошкольников: «День космоса». Игровая программа «Звездная регата».
3. Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Модуль 1. Наука – астрономия. Методы астрономических наблюдений | 2 |
Модуль 2. Развитие взглядов на Вселенную | 4 |
Модуль 3. Вселенная в настоящем | 6 |
Модуль 4 Солнечная система | 12 |
Модуль 5 Космическая эра | 10 |