Итоговое задание.
Название курса внеурочной деятельности «Астрофизики»
Класс (год обучения) 7 класс
Количество часов 34 часа
Направление(я) развития личности общеинтеллектуальное
Форма реализации кружок
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты
• Формирование уважительного отношения к иному мнению;
• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД. Ученик научиться:
|
|
• Формулировать цели занятия после предварительного обсуждения в группе.
• С учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Планировать решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
• Работая по плану, проверять свои действия с целью работы и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
• Выполнять свою деятельность в соответствии с планом.
• Выполнять лабораторные работы
Познавательные УУД.
Ученик научиться:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
• Выбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
• Изучать явления природы: наблюдение, экскурсия, дополнительный иллюстративный материал.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, интернет ресурсы и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• Делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, объяснять деление вещества. Рассматривание моделей молекул и атомов.
Коммуникативные УУД.
Ученик научиться:
• Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
|
|
• Высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Учиться уважительно, относиться к позиции собеседника, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Ученик научится
• Объяснять явления, происходящие в природе.
• Излагать краткую историю рождения астрономии и физики
• Изготавливать простейшие модели строения Солнечной системы
• Работать с календарѐм;
• Изучать краткие биографии некоторых астрономов и их работы
• Объяснять строение солнечной системы: называть планеты в порядке расположения от Солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
• Объяснять состав и строение атмосферы планет.
• Объяснять состав Солнечной системы, состав Вселенной Объяснять, почему происходит смена дня и ночи, времѐн года; Давать характеристику телам и веществам.
• Объяснять строение земного шара: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
• Объяснять что такое спутник
• Характеризовать Луну как спутник Земли;
• Работать с картой звездного неба с изображением мифических героев Объяснять что такое астероиды, метеориты, кометы.
• Объяснять что такое созвездие;
• Определять основные созвездия и их положение на небе
• Определять что такое галактика, Вселенная;
• Уметь показать на карте созвездия
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение(2 часа)
Астрономия – это наука о небесных телах, их движении. Физика – наука о природе.
Физические и астрономические явления.
2.Основы физики и астрономии (20 часов)
Великие учѐные - физики и астрономы. Астрономия в древности и средние века. Система мира по Аристотелю. Доказательства шарообразности Земли. Строение атмосферы Земли. История развития физики. Ломоносов Михайло Васильевич. «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом» - А.С. Пушкин Система мира Клавдия Птолемея. От Николая Коперника до наших дней. Физические величины. Основные понятия в астрономии. Измерительные приборы, приборы для проведения опытов и наблюдений. Знакомство и работа с картой звѐздного неба, нахождение основных созвездий северного полушария на карте звѐздного неба: Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Кассиопея и др. Предметы. Тела и вещества (в физике и астрономии)
Вещества: твѐрдые, жидкие, газообразные. Молекулы и атомы. Из чего состоят космические объекты (небольшие небесные тела, планеты, Солнце, звѐзды и т.д.). Масса. Измерение массы. Единицы измерения массы. Весы и разновесы. Сравнить массы астероидов и комет, астероидов и планет, Солнца и Земли, Земли и Луны,
Солнца и других звѐзд. Работа с таблицами. Взаимодействие тел. Понятие силы.
Единица измерения силы – ньютон (Н). Динамометр. Силы всемирного тяготения.
Скорость. Сравнение скоростей разных движущихся объектов.
Практическая работа 1: Строение оболочек Земли (нарисовать или сделать макет)
Практическая работа 2: Изготовление моделей систем мира
Практическая работа 3: Изготовление астрономических измерительных приборов. Практическая работа 4, 5: нахождение основных созвездий северного полушария на карте звѐздного неба: Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Кассиопея и др. Определение заходящих и восходящих созвездий по карте звездного неба.
Практическая работа 6: Изображение и изготовление моделей атомов и молекул (водорода, кислорода, воды)
Практическая работа 7: Сравнить массы астероидов и комет, астероидов и планет, Солнца и Земли, Земли и Луны,
Практическая работа 8: Измерение массы малых тел на электронных или рычажных весах.
|
|
Практическая работа 9: Измерение силы тяжести, силы тяги.
Практическая работа 10: Наблюдение за движением мяча, брошенного по разным траекториям и под разными углами к горизонту. Описание этого движения. Почему мяч всегда падает на землю? Почему Луна не покидает Землю, Земля не покидает Солнце.
3. Развитие взглядов на Вселенную (12 часов)
Представление Вселенной в древности. Солнечная система – часть Галактики. Состав Солнечной системы, состав Галактики. Великие борцы за науку. Галилео Галилей и Джордано Бруно. Работы К.Э. Циолковского. Конструктор космических кораблей С.П. Королѐв. Основы современных представлений о строении и эволюции Вселенной. Движение Земли вокруг оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Луна – спутник Земли. Спутники планет. Метеоры и метеориты. Чебаркульский метеорит Проект: Изготовление модели Солнечной системы.
Проект: Изготовление модели движения Луны вокруг Земли.
Практическая работа 11: с таблицами, рисунками, картой звѐздного неба
Практическая работа 12: Конструирование космических кораблей
Практическая работа 13: Составление устных характеристик планет
Практическая работа 14: Наблюдение за изменением фаз Луны, за изменением вида Луны вечером и утром.
Тематическое планирование
№ | Темы раздела | Теория | Практика | Всего кол-во часов |
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Основы физики и астрономии | 10 | 10 | 20 |
3 | Развитие взглядов на Вселенную | 8 | 4 | 12 |
Всего | 20 | 14 | 34 |