Драматургия Корнеля как пример литературы классицизма

Реформаторство Корнеля в драматургии заключается в там что:

● Именно он закрепил во французской литературе жанр трагедии, как такой, в котором можно описать переживания людей, с учётом факторов государственного влияния;

● Он отказался от просторечных и простонародных элементов в построении композиции произведения, таким образом, сюжет произведения продвигает не в зависимости от чувств персонажа, но от его обязанностей.

В основе трагедий Корнеля лежит конфликт между любовными переживаниями персонажей и их обязанностями. Очень ярким примером является произведение “Сид”, где молодые люди, любившие друг друга, из-за своих обязанностей, должны противостоять друг другу. Сами герои как раз-таки по канонам классицизма отказываются от собственных предпочтений и против себя начинают мстить, при этом внутри них самих возникают чувственные коллизии.

Также произведения Корнеля и совпадают по форме с иными творениями классицизма. Продолжая рассматривать трагедию “Сид” и построив некий топос персонажей, можно обнаружить, что его строение симметрично, здесь есть два лагеря, противоборствующие друг другу, но есть и центральные силы, которые стремятся погасить конфликт. Также действие произведения занимает очень малый период времени, согласно нормам классицизма, т.е. действие должно занимать не более 24 часов (но в “Сиде” чуть-чуть больше).


 

Драматургия Расина в контексте классицистических идеалов.

Самым ярким драматургическим произведением Расина является “Андромаха”. В её основу взят Еврипидовский сюжет о жене Гектора, которая попала в очень трудную жизненную ситуацию после падения Илиона.

Всё действие трагедии разворачивается вокруг Андромахи, её полюбил сын Ахилла Пирр, который по-хорошему, по-классицистически должен быть вместе с влюблённой в него Гермионой, при этом всём греки послали к Пирру посла Ореста, с требованием выдать последнего из рода Гектора, Астианакса, а посол влюблён в Гермиону. Все герои, кроме Андромахи, не могут совершать действия в интересах своих стран, ибо они одолены своими страстями, выше них всех Андромаха, которая сама поставлена в сложное положение, либо она выходит замуж за Пирра и предаёт верность Гектору, либо умирает Астианакс.

Казалось бы, цари свободны, они цари, но нет, они зависят от воли пленницы. Развязка всего конфликта такова - Андромаха выходит за Пирра, взяв с него клятву о поддержке Астианакса, а сама вскрывается, по наущению Гермионы Орест убивает Пирра, но Гермиона проклинает его за это, и сама убивается у тела Пирра, а Орест лишается рассудка. При этом нарушены классицистические нормы тем, что Орест не выполнил своего долга перед родиной, Гермиона наплевав на достоинство царицы прощает Пирра, а Андромаха не может мстить за убийство супруга. Но при этом с точки зрения Расина, всё остаётся в рациональном ключе, ибо разум остаётся мерилом человеческих отношений, ибо во время произведения герои производят суд над собой и признают неверность своих поступков, они осознают свою слабость, они осознают свою человечность, в этом, парадоксально, и проявляется их сила.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: