Договорные отношения на основе госзаказа(госзакупки)

     В нашей республике значительная часть материальных ресурсов еще обеспечивается через государственную систему управления, и поэтому наряду с договорами, заключаемыми на основе свободного волеизъявления сторон, часть договоров заключается по государственному заказу.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие госзакупки в РБ:

1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» от 17 июля 2018 г. № 136-З

2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» от 18 апреля 2019г. №151 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2019, 1/18308) <P31900151>

         Государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки. Планирование государственных закупок осуществляется заказчиком путем формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок. Годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

В соответствие с этим Законом к государственным нуждам относятся необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для решения социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и иных задач. Например:

Концерн "Белгоспищепром" (сахарная свекла, ячмень пивоваренный, зерно для производства спирта, маслосемена рапса);

Концерн "Белбиофарм" (зерно для производства спирта);

Минский горисполком (скот в живом весе, молоко базисной жирности, мясо (свинина, говядина));

Концерн "Беллегпром" (льноволокно).

 

Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться для:

- выполнения межгосударственных соглашений;

- создания и поддержания государственных резервов;

- ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

- государственной поддержки образования, здравоохранения и др.

Государственные закупки осуществляются путем приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь.

 Видами процедур государственных закупок являются: открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием); закрытый конкурс; электронный аукцион; процедура запроса ценовых предложений; процедура закупки из одного источника; биржевые торги

Заказчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица. Заказчик осуществляет государственные закупки самостоятельно либо с привлечением организатора.

Контракты на поставку товаров(услуг) заключаются с поставщиком товара на конкурсной основе путем проведения как открытых, так и закрытых конкурсов. Электронные торговые площадки для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений определяет Совет Министров Республики Беларусь. СМ РБ вправе устанавливать порядок и (или) дополнительные требования к организации и проведению процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок, вправе устанавливать типовые формы договоров. Закрытые конкурсы организуются на оборонные заказы для стратегически важных отраслей экономики с целью обеспечения конфиденциальности.

Заключение контракта на конкурсной основе позволяет:

  • выбрать поставщика, который предлагает наиболее конкурентоспособные товары;
  • добиться наиболее благоприятных для заказчика условий договора.

Однако конкурсный порядок размещения заказов не применяют, если поставщиками являются монополисты по производству и продаже определенных видов товаров. Поставщики-монополисты не имеют права уклоняться от заключения контракта.

        В случае организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) формирует комиссию.

 Если поставщик решил участвовать в торгах, он направляет организаторам конкурса свои конкурсные предложения в установленные сроки.

Конкурсные документы утверждаются заказчиком (организатором) и должны содержать: описание предмета закупки, его частей (лотов), проект договора; порядок формирования цены предложения и другие установленные Законом сведения.

Экспертные комиссии гос. заказчика изучают поступившие заявки и выявляют победителя. При проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника -победителя. При проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами. Договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке. В случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение трех рабочих дней со дня размещения заказчиком проекта договора на электронной торговой площадке подписывает такой проект. В случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение трех рабочих дней со дня размещения на электронной торговой площадке заказчиком проекта договора размещает на электронной торговой площадке соответствующее уведомление с возражениями. Уведомление с возражениями может быть размещено участником-победителем на электронной торговой площадке в отношении соответствующего проекта договора не более одного раза. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения участником-победителем на электронной торговой площадке уведомления с возражениями рассматривает его и размещает на электронной торговой площадке: при полном либо частичном согласии с возражениями – извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения, формирует и размещает на электронной торговой площадке проект договора с учтенными возражениями; при несогласии с возражениями – извещение с указанием причин невозможности учесть возражения. Договор считается заключенным с момента подписания участником-победителем проекта договора.

        При заключении договора по госзакупкам запрещено менять условия договора на стадии его заключения. То есть предмет закупки, требования к нему, количество, порядок оплаты, срок исполнения, цена и ответственность сторон величины постоянные. Допустимо уменьшение или увеличение объема поставки не более чем на 10 процентов, а также увеличение сроков по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных и технологических решений, что невозможно было предусмотреть заранее. Цена может вырастать пропорционально объему, в связи с изменением законодательства и в случае изменения регулируемых тарифов. Уменьшаться—пропорционально сокращенному количеству поставки. Предмет договора можно менять в нескольких случаях, когда нет объективной возможности исполнить договор. Например, товар больше не производится, и поставщик, не являющийся производителем, не мог этого предусмотреть и не может ничего сделать в такой ситуации. В любом случае невозможность исполнения договора нужно обосновать и подтвердить документально. Замена исполнения допускается только с согласия заказчика. Работает т.ж. государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками (ГИАС), совмещенная с действующими торговыми площадками. Она аккумулирует все сведения о закупках и анализирует их. С 2020 года заказчики будут добавлять в систему годовой план. ГИАС будет связываться с казначейством и резервировать под закупки средства. Без этого закупку объявить не получится. Все договоры будут заключаться в электронном виде и размещаться в ГИАС. Просмотреть их смогут все участники и контролеры.

Структура договорных связей при поставках товаров для государственных нужд может быть простой и сложной.

В первом случае государственный заказчик заключает договор (государственный контракт) на поставку товаров для государственных нужд с поставщиком (исполнителем заказа).

Во втором случае в дополнение к государственному контракту и в соответствии с ним заключаются также договоры поставки для государственных нужд. Это имеет место, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем), определяемому государственным заказчиком покупателю по отдельному договору. Госзаказчик в этом случае выступает гарантом реализации договора поставки между покупателями и поставщиками. Госзаказчик определяет объемы поставок, размещает заказы, заключает контракты, прикрепляет конкретных покупателей к поставщикам товаров, а в случае необходимости производит перераспределение объемов поставок между покупателями.

 

5.9. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Заключение и исполнение договоров поставки сопровождается подготов­кой большого количества документов, содержащих сведения о конкретной сделке. Обслуживание продвижения товаров, закупленных по договору, вы­полняют различные организации и предприятия: производственные, транс­портные, посреднические, оптовой и розничной торговли. Каждый документ оформляет определенную часть коммерческой операции.

Товарные документы

К группе товарных документов относятся докумен­ты, содержащие данные о количественной и стоимостной индивидуализации партий отгруженного товара. Товарные документы выписываются про­давцом и изготовителем товара. В эту группу входят: счет, специфика­ций, упаковочный лист, извещение об отгрузке.

Основным товарным документом является счет (фактура, накладная). Счет-фактура выписывается продавцом на имя покупателя при фактической отгрузке товара и является требованием, продавца к покупателю оп­латить указанную в счете сумму. Таким образом, счет-фактура оформляет поставку и отражает количество и цену поставляемого товара.    Реквизитами счета-фактуры являются:

- наименование продавца и покупателя, их адреса;

- номер и дата счета;

- данные, характеризующие товар (его наименование, количество мест; вес; развернутый ассортимент поставляемого товара с указанием коли­чества, цены, суммы по каждой позиции и по счету в целом; количество, цена и стоимость тары).

Счет-фактура выписывается обычно в нескольких экземплярах по обстоя­тельствам (экземпляр продавцу, покупателю, транспортным организациям, страховым, таможенным органам).

В случае предоплаты и оплаты после приемки товара может выписы­ваться вначале предварительный счет, а затем после завершения опера­ций по доставке товара покупателю на его имя будет выписан обычный счет, либо к предварительно выписанному досылается дополнительный счет.

Спецификация является обязательным товарным документом. Она в обязательном порядке прилагается к Договору. В ней в развернутом виде по ассортименту указываются количество, цена, сумма, сроки доставки. В соответствии с ней должна осуществляться отгрузка. Кроме того, отгруженная партия товаров может сопровождаться отгрузоч­ной спецификацией, в которой перечисляются виды, сорта, количество, ассортимент отгруженной партии, например на отгруженный контейнер то­вара.

Упаковочный лист является транспортным документом, в котором пере­числяются все виды, сорта, ассортимент товаров, упакованных в одно тарное место (ящик, кипу ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: