Планирование и прогнозирование спроса на грузовые и пассажирские перевозки

Необходимое железным дорогам и другим филиалам ОАО «РЖД» и их структурным подразделениям количество денежных средств на выполнение заданного объёма работы отражается в бюджете затрат. При планировании показателей данного бюджета необходимо предусматривать снижение расходов в связи с ростом технического оснащения, внедрением прогрессивных технологических процессов, использованием внутренних резервов, совершенствованием нормирования трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, повышением качества перевозок и производительности труда.

В настоящее время на уровне компании определение лимита эксплуатационных расходов определяется следующим образом. Сначала планируется (прогнозируется) приток денежных средств (доходы от перевозок и других видов деятельности и средства, которые можно получить из других источников), а затем, с учётом целевого размера прибыли в плановом периоде, определяется сумма затрат (текущих расходов, инвестиций, средств для уплаты налогов и других взносов за счёт прибыли, затрат из прибыли, остающейся в распоряжении компании), с тем чтобы все планируемые затраты имели реальное покрытие.

Таким образом, сначала на основе объёмов работ т ожидаемой инфляции составляется план по доходам от перевозок и выручке, в том числе выручке, получаемой денежными средствами. Исходя из планируемых доходов, а также прибыли по прочим видам деятельности и ожидаемой суммы амортизационных отчислений составляются планы (сметы) расходов дорог по отраслевым хозяйствам. С учётом приоритетов формируются планы капитальных вложений и капитального ремонта основных средств, а также социальные программы. Для реализации капитальных вложений, осуществления ремонта и других мероприятий, не вписывающихся в имеющиеся источники финансирования, при необходимости изыскиваются реальные дополнительные источники финансирования или подобные мероприятия исключаются из плана.

На уровне структурных подразделений компании планирование показателей бюджета затрат основывается на расчёте всех экономических элементов. При этом в зависимости от конкретных видов расходов используются следующие подходы:

- приростной – затраты определяются на основе показателей предыдущего периода и результатов их выполнения;

- приоритетный – используется приростной подход, но рассматриваются варианты оптимизации расходов;

- расчёт показателей «с нуля», как если бы они определялись впервые; при этом расчёты производятся в основном с использованием нормативного метода.

Нормативным методом планируются в основном затраты на оплату труда основных производственных рабочих, а также материальные затраты. При этом используются существующие нормы и нормативы расхода различных видов ресурсов.

Потребность в рабочей силе (и заработной плате) рассчитывают тремя способами:

- по объёму работы и производительности труда (плановой норме выработки с учётом роста производительности труда); а также исходя из объёма работы, нормы затрат труда на единицу соответствующего измерителя (трудоёмкости единицы работы) и нормы годового фонда рабочего времени одного рабочего. Этим способом определяется численность локомотивных бригад, рабочих, занятых текущим ремонтом и обслуживанием локомотивов, проводников вагонов и т.д. Нормы затрат труда могут корректироваться на основе совершенствования производственных процессов на дороге и её структурных подразделениях;

- часть контингента определяют исходя из количества объектов обслуживания и потребного для каждого из них числа рабочих согласно требованиям технологического процесса – нормы обслуживания (осмотрщики вагонов, рабочие по текущему ремонту пути и его охране, весовщики и др.);

- часть контингента (административно-управленческий, конторский персонал отделений, структурных подразделений) рассчитывают на основе штатных расписаний и количества структурных подразделений.

После расчёта потребного (нормативного) штата определяют фонд оплаты труда умножением контингента по отдельным профессиям работников на их заработную плату.

Расходы на материалы, топливо и электроэнергию рассчитывают следующими методами:

- по объёму работы, нормам расхода на единицу соответствующего измерителя и цене единицы соответствующего ресурса. Этим способом определяют расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, материалы и другие расходы. Это основной способ расчёта;

- по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.);

- по числу структурных подразделений и нормам затрат на каждое из них (общехозяйственные расходы);

- по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение зданий и др.),

Большое значение имеет установление обоснованных прогрессивных норм. При нормировании топливно-энергетических затрат необходимо учитывать ресурсосберегающие технологии, прогрессивные методы обследования локомотивов и вождения поездов, предусматривать повышение квалификации локомотивных бригад, улучшение эксплуатационных и качественных показателей использования подвижного состава.

По статьям расходов, по которым не представляется возможным воспользоваться расчётно-нормативными способами, для определения суммы расходов используют приростной и приоритетный подходы, т.е. отчётные данные прошлых лет (за минусом непроизводительных затрат)корректируют применительно к плановому периоду. Например, затраты на работы по снего, водо-, пескоборьбе рассчитываются исходя из фактических затрат, приходящихся на 1 км развёрнутой длины главных и станционных путей за несколько прошлых лет, намечаемого прироста развёрнутой длины путей и повышения производительности труда в результате механизации работ.

Амортизационные отчисления. В процессе работы основные фонды претерпевают физический и моральный износ. Физический износ определяется временем работы технических средств, интенсивностью их загрузки, характером нагрузок, конструктивными особенностями и параметрами и другими факторами.  Моральный износ зависит от степени конструктивного экономического старения устройств в результате появления новых, более совершенных и экономически эффективных основных средств.

Для возобновления полностью изношенных технических средств за время их службы должны быть накоплены денежные средства. Источником их образования являются годовые амортизационные отчисления, включаемые в эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок. Таким образом, принимается, что износ зависит непосредственно от времени работы (техника равномерно изнашивается), т.е. на каждый год величина отчислений устанавливается одинаковая.

Амортизационные отчисления (АО) планируются не по фактическим затратам, а расчётным путём.

С целью налогового учёта российским законодательством на данный момент предусмотрено использование двух методов начисления амортизации:

- линейный;

- нелинейный.

Годовые АО зависят от первоначальной (балансовой) стоимости (Цб), срока службы (Т), величины ликвидационной стоимости оборудования (Цл), расходов по реализации (Ер).

При использовании линейного метода величина ОА определяется по формуле:

Еам = (Цб – Цлр)/ Т.                                      (1)

Отношение годовых АО к полной стоимости основных средств, в %, называют нормой амортизации, или квотой на амортизацию, qам:

qам = (Еам  / Цб) ∙ 100.                                       (2)

Если остаточная стоимость оборудования невелика, то

qам = (1 / Т) ∙ 100.                                        (3)

Квоты на амортизацию устанавливаются по всем видам технических средств транспорта и предусматриваются при изменении экономически обоснованных сроков службы и существенном изменении цен на технические средства, т.е. в периоды переоценки основных фондов:

Еамгод = (Цбqам) ∙ 100.                                    (4)

На железнодорожном транспорте начисление амортизации осуществляется только указанным выше способом. Однако существует ещё ряд способов начисления амортизации, которые могут применяться с целью получения определённых результатов, например, ускорения или замедления амортизации основных фондов.

Прочие расходы планируют обычно на основе данных предыдущих периодов с учётом влияния внешних факторов, например инфляционных процессов.

Важным шагом на пути совершенствования планирования эксплуатационных расходов было бы нормирование отдельных видов прочих затрат на основе изучения их зависимости от измерителей работы структурных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: