Изучение порядка организации учетной работы налоговой инспекции

 

Учет поступлений в бюджет, ведение карточек лицевых счетов (КЛС) плательщиков является самостоятельным технологическим участком работы налоговой инспекции. Спецификой работы на нем является то, что она полностью осуществляется на рабочих местах без выхода на предприятия. Через этот участок работы проходит наибольший в инспекции поток документов, подлежащих обработке, при этом большая часть этих документов носит стандартный, формализованный характер. Кроме того большая часть работ имеет жесткие и четко оговоренные в законодательных и нормативных документах сроки их выполнения.

Необходимую базу для составления отчетности и проведения анализа хода поступления средств в бюджетную систему создает оперативно-бухгалтерский учет налогов, сборов и других обязательных платежей. Организация оперативно-бухгалтерского учета является достаточно трудоемким процессом, требующим соответствующего материально-технического обеспечения.

Таким образом, учетная работа – это и механизм организации аналитической деятельности, и важный элемент контрольной работы, включающий такие подсистемы, как регистрация и учет налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет налогов и других платежей в бюджет, а также налоговая отчетность.

Необходимую базу для составления отчетности и проведения анализа хода поступления средств в бюджетную систему создает оперативно-бухгалтерский учет налогов, сборов и других обязательных платежей. Организация оперативно-бухгалтерского учета является достаточно трудоемким процессом, требующим соответствующего материально-технического обеспечения.

Для ведения работы по учету поступлений и выполнения других непосредственно связанных с нею работ в районной инспекции ФНС России имеется отдел учета и отчетности.

Главной задачей инспекторов, работающих в отделе учета и отчетности, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено ранее, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет плательщика.

Лицевые счета открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый бюджет (если налог подлежит зачислению в несколько бюджетов).

В настоящее время оперативно-бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Карточки лицевого счета по каждому плательщику и по налогу ведут в автоматизированном порядке с использованием информационной системы обработки данных АИС «Налог», что, безусловно, усиливает контроль в ходе организации оперативно-бухгалтерского учета. Информацию о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщиков, разносят в карточки лицевых счетов строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. Также для обеспечения полного учета поступающих в налоговые органы документов ведут реестр поступлений, возвратов и выплат, вспомогательные книги, журналы и регистры.

Не реже одного раза в квартал в инспекции проводят проверку правильности произведенных записей в карточках лицевых счетов. Проверке подлежат все без исключения карточки. По всем крупнейшим налогоплательщикам ежеквартально производят сверку расчетов с бюджетом с вызовом бухгалтера, отвечающего за расчеты с бюджетом, и обязательным составлением акта сверки расчетов. По остальным налогоплательщикам сверка производится ежегодно в обязательном порядке. Для проведения ежегодной сверки расчетов до 15 марта всем налогоплательщикам предварительно направляют акт сверки с данными налогового органа и назначают время приема. По заявлению налогоплательщика сверка расчетов может быть проведена в любое время. По результатам сверки обязательно составляют акт, даже если расхождения не выявлены. На суммы платежей, не внесенные в бюджет в установленные сроки уплаты, начисляются пени. Пени начисляют за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно.

Лицевые счета для учета расчетов с бюджетом открываются ежегодно – по действующим предприятиям и организациям – с начала года; по вновь организованным – с момента принятия их на учет в налоговой инспекции; по организациям, почему-либо своевременно не ставшим на учет в налоговую инспекцию, - со времени начисления и уплаты налога. Лицевые счета плательщиков должны быть открыты работником по учету не позднее следующего дня по получении соответствующих документов.

В лицевом счете отражается информация о налоге и бюджете, кодах бюджетной классификации, наименовании (или фамилии, имени и отчестве) налогоплательщика, его ИНН, адресе и телефоне, банковских реквизитах и др.

Лицевой счет содержит достаточно полную информацию о состоянии расчетов плательщика с бюджетом по каждому налогу. С целью своевременного выявления возможных ошибок и повышения достоверности отчетов налоговых органов ежемесячно (ежеквартально) производится подведение итогов по лицевым счетам и проверка правильности их заполнения.

На основе данных оперативно-бухгалтерского учета формируют аналитические записки, которые включают следующие разделы.

1. Экономическая ситуация территории (города, района).

2. Характеристика налогоплательщиков.

3. Характеристика налогооблагаемой базы.

4. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему.

5. Выполнение задания в федеральный и областной бюджеты.

6. Задолженность по налоговым платежам.

7. Контрольная работа.

В целом содержание аналитических записок отражает сущность работы налоговых инспекций, однако отсутствуют документы, регламентирующие содержание и структуру аналитических записок, что снижает возможность сопоставления данных по различным территориям.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений в бюджеты отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что ведение лицевых счетов налогоплательщиков является внутренней работой налоговой инспекции, и само по себе не затрагивает интересы последних.

В кодексе включены статьи, регламентирующие действия инспекции и плательщиков по порядку и срокам уплаты налогов и сборов, начислению пени, зачетам и возвратам излишне уплаченных и взысканных в бюджет сумм.

Для ведения работы по учету поступлений и выполнения других непосредственно связанных с нею работ в районной инспекции ФНС России имеется отдел учета, отчетности и анализа. К основным функциям данного отдела относятся:

- анализ и прогнозирование начислений, поступлений и задолженности по налогам и сборам;

- разрешение проблемных ситуации с начислением пени, с невыясненными платежами;

- контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета.

Как правило, это одно из самых многочисленных подразделений в инспекции (15-30 сотрудников). Работа между инспекторами распределяется исходя из категории налогоплательщиков (юридические и физические лица), а внутри этих категорий «по буквам» или «по улицам».

Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом производится ежегодно в обязательном порядке путем направления акта сверки налогоплательщику и назначения время приема.

Для более точного представления информации в налоговых инспекциях ведутся: реестры поступлений, возвратов, зачетов и выплат, реестры представленных документов, подтверждающих произведенные расходы, реестры налоговых уведомлений, вспомогательные книги, журналы.

Работниками отдела, ответственными за ввод данных ежедневно производится выверка данных о поступлениях в бюджет и возвратах из бюджета, отраженных в реестре с данными органов федерального казначейства, а также финансовых органов. Для учета поступивших в доходы бюджета сумм денежных средств, а также возвращенных платежей ведется реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат. В Форме №25 записи поступлений производятся ежедневно на основании сводного реестра поступивших доходов.

Если налоговый орган обнаружит факт излишней уплаты налога, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В данном случае по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика.

Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня его принятия.

Отдел учета, отчетности и анализа инспекции отвечает за информацию по бюджетным назначениям, осуществляет учет доходов бюджетов, проводит анализ и обоснованность внесения прогнозных показателей. Подготавливают решения об открытии и закрытии карточек лицевых счетов при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков. Разрешает проблемные ситуации с начислением пени, с невыясненными платежами. проводит мониторинг полноты и своевременности уплаты текущих платежей по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, которым предоставлены отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: