Для менеджмента компании итоговая информация учета финансовых результатов предприятия требуется для следующих целей [30, с.85]:
- Текущего анализа экономического положения;
- Систематического контроля совершаемых операций;
- Своевременных управленческих распоряжений.
Исходя их остатков указанной группы счетов, выводятся значения строк в форме 2 Приложения к балансу под названием «Отчет о финансовых результатах» (рис. 1).
| |||||||||
| |||||||||
|
Рис. 1 - Формирование финансового результата [35, с.104]
На размер конечного финансового результата оказывают влияние суммы доходов и расходов как по основной, так и по прочим видам деятельности. Разница состоит лишь в том, что первые отражаются по счету 90 «Продажи», а вторые – по счету 91 «Прочие доходы и расходы». И те, и другие в конце месяца (года, квартала) списываются на 99 счет [6, с.36].
|
|
Валовой выручкой называют суммарный доход, полученный компанией в результате продажи товара, а также других операций, не связанных с реализацией. Однако основная составляющая валовой выручки – это выручка от реализации. Для определения валовой выручки используется следующая формула:
ВВ = КТ * Цед. (1)
где ВВ - валовая выручка,
КТ - количество товара,
Цед. - цена единицы товара.
Валовая прибыль заключается в вычитании НДС, акцизов и себестоимости из выручки от реализации продукции.
ВП = В - С/С (2)
где ВП - валовая прибыль,
В - выручка,
С/С - себестоимость.
Прибыль от продаж формируется из вычитания коммерческих и управленческих расходов из валовой прибыли.
ПП = ВП - (КР + УР) (3)
где ПП - прибыль от продаж,
КР - коммерческие расходы,
УР - управленческие расходы.
Следующим видом прибыли является прибыль до налогообложения, которая складывается из прибыли от продаж за вычетом расходов от прочей деятельности и вычетом прочих расходов.
Пн = ПП - ПР + ПД + Ддо + ПрП - ПрУ (4)
где Пн - прибыль до налогообложения,
ПР - прочие расходы,
ПД - прочие доходы,
Ддо - доходы от участия в других организациях,
ПрП - проценты к получению,
ПрУ - проценты к уплате.
Отсюда формируется налог на прибыль, которая вычитается из прибыли до налогообложения, как следствие получается чистая прибыль.
ЧП = Пн - НВ (5)
|
|
где ЧП - чистая прибыль,
НВ - налоговые вычеты.
По показателю прибыли можно судить о плане и оценивать хозяйственную деятельность предприятия.
Важную составную часть управления прибылью предприятия составляют системы и методы ее анализа. Анализ прибыль заключается в процессе исследования условий и результатов ее формирования. Цель анализа прибыли - выявить резервы увеличения суммы и уровня прибыли предприятия.
С целью совершенствования финансовых результатов деятельности предприятия предприниматели ориентируются в основном на внутреннюю среду, которая поддается воздействию, факторы которой на прямую влияют на показатели прибыли (объем продаж, цена товара или услуги, себестоимость, качество продукции и т.д.).
Факторы, влияющие на прибыль можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Факторы, влияющие на прибыль [3, с.81]
Основные факторы | Взаимозависимые факторы |
Прибыль (убыток) от реализации товаров | Объём продажи товаров |
Прибыль от неторговой деятельности | Розничные цены на реализуемые товары |
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям | Издержки обращения |
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов | Оборачиваемость и состав капитала |
Фондовооружённость работников | |
Оборачиваемость и состав капитала | |
Налогоёмкость предприятия | |
Численность работников предприятия | |
Затраты, относимые на прибыль |
Основными факторами, влияющими на прибыль, являются издержки обращения и объёмы продаж товаров. Другие факторы также воздействуют на прибыль и друг на друга.
В факторном анализе балансовой прибыли наиболее важной составляющей является прибыль от реализации, которая основана на факторах производства и реализации продукции. Первоначально проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции с целью выявления общего изменения. Для этого составляется следующая таблица (таблица 2).
Таблица 2 - Методика оценки динамики прибыли от реализации [15, с.22]
Показатели | Отклонение +/- | Отчетный период/Базисный период, в % | |
В абс. выражении (руб.) | В относ. выражении (%) | ||
Выручка от реализации | ΔВР =ВР¹ – ВРº ВР1 - выручка отчетного года ВР0 - выручка базисного года | φ ΔВР = ΔВР/ ВРº * 100% | ВР¹/ВРº * 100% |
Себестоимость реализованной продукции | ΔСрп = Срп¹ – Српº Срп1 - себестоимость отчетного года Срп0 - себестоимость базисного года | φ ΔСрп = ΔСрп/ Српº * 100% | Срп¹/Српº * 100% |
Коммерческие расходы | ΔКР = КР¹ – КРº КР1 - коммерческие расходы отчетного года КР0 - коммерческие расходы базисного года | φ ΔКР = ΔКР/ КРº * 100% | КР¹/КРº * 100% |
Прибыль от реализации продукции (4=1-2-3) | ΔПрп = Прп¹ – Прпº Прп1 - прибыль от реализации отчетного года Прп0 - прибыль от реализации базисного года | φ ΔПрп = ΔПрп/ Прпº * 100% | Прп¹/Прпº * 100% |
В таблице 3 показаны исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации.
Таблица 3 - Методика факторного анализа прибыли от реализации [11, с.89]
Показатели | Методика расчета |
Изменение прибыли от реализации за счет изменения объема | ΔПрп(q) = Прпº*(Iq -1) + УПЗº*(Iq – 1), где УПЗ0 = 0,7*(Срп0 + КР0 + УР0) – условно постоянные затраты в 2012 году. Iq = Вр¹'/Врº = ∑(q¹ * pº)/∑ (qº * pº) Iq - индекс объема реализованной продукции |
Изменение прибыли от реализации за счет влияния изменения структуры | ΔПрп(d) = Прп¹' – Прпº * Iq |
Изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости | ΔПрп(с/с) = Срп¹' – Срп¹ – ΔПрп(УПЗ), где ΔПрп(УПЗ) = УПЗº * (Iq – 1) - прирост прибыли за счет изменения условно постоянных затрат |
Изменение прибыли от реализации за счет изменения суммы коммерческих расходов | ΔПрп(КР) = КР¹' - КР¹ |
Изменение прибыли от реализации за счет изменения управленческих расходов | ΔПрп(УР) = УР¹' - УР¹ |
Изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен | ΔПрп(р) = Вр¹ - Вр¹' |
|
|
Методика расчета изменений прибыли от реализации продукции позволяет определить за счет каких показателей произошло увеличение или уменьшение данного показателя.
Также немаловажным показателем является рентабельность, расчет которой приведен в таблице 4.
Таблица 4 - Основные показатели рентабельности [8, с.114]
Наименование | Формула | Пояснения |
Рентабельность продаж (Рп) | Рп = П/В | В – выручка от продаж, Пп – прибыль от продаж |
Рентабельность всего капитала предприятия (Рок) | Рок = Пп/Бср | Бср – средний за период итог баланса, Пп – валовая прибыль либо прибыль от продаж |
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв) | Рв = П/АВср | П – чистая прибыль, АВср – средняя величина внеоборотных активов за период |
Рентабельность собственного капитала (Рск) | Рск = П/Кс | Кс – средняя величина источников собственных средств по балансу за период |
Рентабельность инвестиционного капитала | Ри = П/Ки | Ки – средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период |
Показатели, которые указаны в таблице 4, анализируются в динамике, и по результатам их изменения говорят о результативности осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
Вывод: Грамотно рассчитанные показатели анализа финансовых результатов помогают при разработке методологических программ для поднятия уровня качества предоставляемых компанией товаров или услуг. Также, итоги анализа могут послужить и максимально точному прогнозированию на ближайшее будущее деятельности предприятия, что является безусловно важной составляющей при определении политики компании и стратегических ходов по совершенствованию управленческой составляющей коммерческой деятельности компании.