Защитные механизмы – это специфическая система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта

Дистанционное задание № 5

по предмету:

«Психология социально-правовой деятельности»

для студентов II курса СГЮА

(группы: 21, 22, 23, 24)

Преподаватель: Кузнецова Елена Георгиевна

Электронная почта для обратной связи: elga7108@list.ru

Тема 5. Деловое общение в сфере социально-правовой деятельности

 

Вопросы темы:

1. Общение как социально-психологическая проблема.

2. Понятие и психологические особенности конфликтного взаимодействия.

 

Теоретический материал по теме

Задание:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме.

 

2. Переписать основные мысли, выделенные жирным шрифтом, от руки в тетрадь по предмету: «Психология социально-правовой деятельности»

 

Теоретический материал по теме

 

Понятие и психологические особенности конфликтного взаимодействия.

 

Совместная трудовая деятельность, в том числе деятельность социальных работников с клиентами, далеко не всегда протекает ровно; несовпадающие интересы, точки зрения приводят к возникновению сложных ситуаций, сопровождающихся специфическими способами взаимодействия, определяемых как конфликтные. Конфликты оказывают выраженное влияние на эффективность функционирования организации, социальное и личностное благополучие ее сотрудников. Будучи сложным многоуровневым явлением, любой конфликт тем не менее имеет в своей основе трудноразрешимое и влекущее за собой возникновение эмоциональных переживаний противоречие.

 

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

Либо противоречивые позиции сторон, по какому-то поводу.

Либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях.

Несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Итак, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект, но чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или не конструктивный.

Как субъект взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (конфликт внутри личностный), и несколько лиц (конфликт межличностный). В зависимости от конфликтной ситуации, выделяют и другие виды конфликтов: внутригрупповой, межгрупповой, классовый, межгосударственный и т.д.

Выделим основные причины возникновения конфликтов в деятельности специалиста социальной работы.

Основная причина социальных конфликтов заключена в дефиците жизненных ресурсов, сложности их перераспределения. Социальная работа своей главной целью имеет не только удовлетворение интересов определенной части общества, но прежде всего направлена на развитие и укрепление общества. В процессе социальной работы происходит выявление, предупреждение, оптимизация конфликтов на внутриличностном, межличностном, личностно-групповом уровне, а также на уровне индивид – общество.

Специалист социальной работы оказывает помощь своему клиенту в преодолении конфликта, участником которого он стал. Выступая на стороне клиента, защищая его потребности и интересы, социальный работник порой вынужден вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта, представленными официальными или неофициальными лицами, учреждениями. В процессе отношений с клиентом между ним и социальным работником может возникнуть конфликт, если появится противоречие между целями и потребностями. Клиент не соглашается на изменения, так как они требуют от него значительных усилий, энергетических затрат, отказа от выбранной им и ставшей привычной модели жизни и образа мышления.

 

Овладение знаниями и навыками эффективного управления и разрешения конфликта, методами его предупреждения, переводом деструктивных отношений в конструктивные, а также умение использовать жесткие методы при разрешении конфликтной ситуации стали актуальными для социального работника, стремящегося достигнуть высокого уровня профессионализма.

Социальная работа ориентирована прежде всего на принятие конкретных действий по оказанию поддержки, помощи, социальному восстановлению индивида клиента, обратившегося за помощью. Практика свидетельствует, что клиент всегда испытывает трудности, отягощен личностными переживаниями, которые можно охарактеризовать как внутриличностный конфликт. Работа с клиентом направлена не только на решение этой проблемы, с которой он обратился в социальную службу, но и на оказание помощи по преодолению и разрешению внутриличностного конфликта. Поэтому для специалиста социальной работы необходимо знать, что представляют из себя внутриличностные конфликты, каковы их причины и последствия.

 

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось не преодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии – один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различные способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин.

Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации.

Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин, Б. Зейгарник, А. Налчаджян, Е. Соколова). Психологическая защита – нормальный, повседневно работающий механизм психики.

Защитные механизмы – это специфическая система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: