Содержание современной специальной психологии

Дисциплина: Специальная психология

Вид занятия: лекция

Время - 4 часа

Лекция 1

Тема Ι. Введение в «Специальную психологию»

1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.

2. Содержание современной специальной психологи.

3. Место современной специальной психологии среди других наук.

 4. Первичный дефект и вторичные отклонения

 

Предмет, задачи и методы специальной психологии

Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками (В.В. Лубовский).

Предметом специальной психологии являются закономерности психического развития при его различных нарушениях и отклонениях. Объектом – дети и взрослые, имеющие психофизические недостатки.

Задачи специальной психологии:

· изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в условиях коррекционного обуче­ния;

· создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

· разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

· психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;

· психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях;

· психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками;

· психологическая коррек­ция дезадаптации.

 

 

Специальная психология использует те же методы, что и другие отрасли психологической науки (однако, эти методы должны использоваться с учётом дефекта испытуемого)

 Это:

· эмпирические методы – наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий);

· психодиагностические методы – тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа, социометрия, изучение продуктов деятельности (анализ письменных работ детей, изучение рисунков, поделок и др.);

· метод экспертных оценок.

По организации диагностические исследования делятся на сравнительные, лонгитюдные и комплексные. При этом используются такие методы обработки данных как количественный (статистический) и качественный анализ.

Однако наиболее эффективным для психодиагностики лиц с нарушениями в развитии, прежде всего дифференциальной диагностики, считаем метод «структурного анализа» или «педагогической оценки», предполагающий качественный анализ выполнения пробы. Это анализ самого процесса деятельности ребёнка с учётом способности принимать помощь, опосредовать свои действия речью, понимать инструкцию, удерживать её и доводить начатое дело до конца, а также критически оценивать результаты своей работы и применять полученный навык на аналогичных заданиях. Этот метод позволяет определять уровень обучаемости ребёнка и зону его ближайшего развития.

 

Содержание современной специальной психологии

Современная специальная психология включает в себя целый ряд отдельных направлений:

· психология глухих и слабослышащих – сурдопсихология;

· пси­хология слепых и слабовидящих  – тифлопсихология;

· психология умственно отсталых олигофренопсихология;

· психология детей с задержкой психического развития;

· психология лиц с недо­статками опорно-двигательного аппарата.

В 1985 году В.В. Лебединским на основе клинических классификаций Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера и В.В. Ковалёва было выделено шесть типов дизонтогенеза (нарушенного психического развития).

· Дифицитарное психическое развитие – психическое развитие, нарушенное вследствие недостаточности анализаторных систем. Изучением психологии лиц, имеющих такие дефекты, занимается тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

· Психическое недоразвитие – общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Наи­более характерным примером недоразвития является самая распро­страненная форма умственной отсталости — олигофрения. Особенности психического развития олигофренов изучает олигофренопсихология. 

· Задержанное психичекое развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры головного мозга (обыч­но парциального характера) или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

· Поврежденное психическое развитие, (орга­ническая деменция) — нарушение психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных за­болеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет про­грессирующий характер. 

· Искаженное психическое развитие — ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

· Дисгармоническое психическое развитие – наруше­ние формирования эмоционально-волевой сферы. К этому типу дизонтогенеза отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Глубоко разрабатывая вопросы теории и практики сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии, психологии лиц с зпр и дцп, специальная психология исследует область знаний, связанных с искажённым, повреждённым и дисгармоническим психическим развитием.

Специальная психология, как важная составная часть, входит в дефектологию — интегративную научную об­ласть, охватывающую проблемы разностороннего изучения, вос­питания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушени­ями физического и умственного развития к труду и самостоятель­ной жизни в обществе. (В. В. Лубовский). В свою очередь дефектология включает в себя такие самостоятельные отрасли:

· сурдопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

· т ифлопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с дефектами зрения;

· олигофренопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей;

· логопедия – наука, занимающаяся изучением и исправлением недостатков речи.

Кроме того, дефектология разрабатывает исследования в области обучения и воспитания детей со сложными, комбинированными дефектами (слепоглухонемота, глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.), с задержками психического развития, двигательными нарушениями. К дефектологии от­носятся также нейро и патопсихологические исследования недостатков развития, социоло­гическая проблематика, связанная с изучением причин и распро­страненности нарушений развития, а также вопросы социальной реабилитации и адаптации лиц с физическими и психиче­скими нарушениями. Дефектология разрешает также задачу разработки спе­циальных технических коррекционных средств, применяющихся в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: