Дисциплина: Специальная психология
Вид занятия: лекция
Время - 4 часа
Лекция 1
Тема Ι. Введение в «Специальную психологию»
1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.
2. Содержание современной специальной психологи.
3. Место современной специальной психологии среди других наук.
4. Первичный дефект и вторичные отклонения
Предмет, задачи и методы специальной психологии
Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками (В.В. Лубовский).
Предметом специальной психологии являются закономерности психического развития при его различных нарушениях и отклонениях. Объектом – дети и взрослые, имеющие психофизические недостатки.
Задачи специальной психологии:
· изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в условиях коррекционного обучения;
|
|
· создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
· разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
· психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
· психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
· психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
· психологическая коррекция дезадаптации.
Специальная психология использует те же методы, что и другие отрасли психологической науки (однако, эти методы должны использоваться с учётом дефекта испытуемого)
Это:
· эмпирические методы – наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий);
· психодиагностические методы – тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа, социометрия, изучение продуктов деятельности (анализ письменных работ детей, изучение рисунков, поделок и др.);
· метод экспертных оценок.
По организации диагностические исследования делятся на сравнительные, лонгитюдные и комплексные. При этом используются такие методы обработки данных как количественный (статистический) и качественный анализ.
Однако наиболее эффективным для психодиагностики лиц с нарушениями в развитии, прежде всего дифференциальной диагностики, считаем метод «структурного анализа» или «педагогической оценки», предполагающий качественный анализ выполнения пробы. Это анализ самого процесса деятельности ребёнка с учётом способности принимать помощь, опосредовать свои действия речью, понимать инструкцию, удерживать её и доводить начатое дело до конца, а также критически оценивать результаты своей работы и применять полученный навык на аналогичных заданиях. Этот метод позволяет определять уровень обучаемости ребёнка и зону его ближайшего развития.
|
|
Содержание современной специальной психологии
Современная специальная психология включает в себя целый ряд отдельных направлений:
· психология глухих и слабослышащих – сурдопсихология;
· психология слепых и слабовидящих – тифлопсихология;
· психология умственно отсталых – олигофренопсихология;
· психология детей с задержкой психического развития;
· психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
В 1985 году В.В. Лебединским на основе клинических классификаций Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера и В.В. Ковалёва было выделено шесть типов дизонтогенеза (нарушенного психического развития).
· Дифицитарное психическое развитие – психическое развитие, нарушенное вследствие недостаточности анализаторных систем. Изучением психологии лиц, имеющих такие дефекты, занимается тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
· Психическое недоразвитие – общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Наиболее характерным примером недоразвития является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения. Особенности психического развития олигофренов изучает олигофренопсихология.
· Задержанное психичекое развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.
· Поврежденное психическое развитие, (органическая деменция) — нарушение психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.
· Искаженное психическое развитие — ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.
· Дисгармоническое психическое развитие – нарушение формирования эмоционально-волевой сферы. К этому типу дизонтогенеза относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.
Глубоко разрабатывая вопросы теории и практики сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии, психологии лиц с зпр и дцп, специальная психология исследует область знаний, связанных с искажённым, повреждённым и дисгармоническим психическим развитием.
Специальная психология, как важная составная часть, входит в дефектологию — интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. (В. В. Лубовский). В свою очередь дефектология включает в себя такие самостоятельные отрасли:
· сурдопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
· т ифлопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с дефектами зрения;
· олигофренопедагогика – наука, изучающая вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей;
· логопедия – наука, занимающаяся изучением и исправлением недостатков речи.
|
|
Кроме того, дефектология разрабатывает исследования в области обучения и воспитания детей со сложными, комбинированными дефектами (слепоглухонемота, глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.), с задержками психического развития, двигательными нарушениями. К дефектологии относятся также нейро и патопсихологические исследования недостатков развития, социологическая проблематика, связанная с изучением причин и распространенности нарушений развития, а также вопросы социальной реабилитации и адаптации лиц с физическими и психическими нарушениями. Дефектология разрешает также задачу разработки специальных технических коррекционных средств, применяющихся в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы.