Регулирование правоотношений, которые каким-либо образом связаны со службой в ОВД, осуществляется в соответствии с положениями:
1) Конституции РФ;
2) Федерального закона «О службе в ОВД и внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ;
3) Федерального закона «О полиции»;
4) Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ
и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», как и рядом других федеральных законов, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в ОВД;
5) Нормативно-правовыми актами Президента РФ;
6) Нормативно-правовыми актами Правительства РФ;
7) Нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной
власти в сфере внутренних дел[15].
В тех случаях, которые не урегулированы нормативно-правовыми актами РФ, указанными выше, к правоотношениям, связанным непосредственно со службой в ОВД, применяются нормы трудового законодательства.
Если международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательство о службе в ОВД, применяться должны правила международного договора РФ[16].
Служба в ОВД осуществляется в соответствии с основными принципами построения, а также функционирования системы государственной службы РФ, установленными Федеральным законом «О системе государственной службы РФ»[17].
Среди принципов службы в ОВД можно выделить следующие:
- субординация и единоначалие на службе в ОВД;
- обязательный профессиональный отбор непосредственно при равном
доступе граждан к службе в ОВД, создание возможностей для продвижения по службе независимо от расы, пола, происхождения, национальности, имущественного, а также должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, от иных обстоятельств, никак не связанных с деловыми и профессиональными качествами сотрудника ОВД;
- взаимосвязь ограничений, запретов, обязанностей, ответственности
непосредственно на службе в ОВД, социальных гарантий сотрудника ОВД[18].
Принципы службы в ОВД реализуются при соблюдении ряда следующих положений:
- сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности
руководствуется законодательством РФ, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
- сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных
обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;
- обязательным для сотрудника органов внутренних дел является
выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
- ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении
сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
- сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от
выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
- сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в
политических партиях, принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций[19].
- сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от
выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности.
2.2 Порядок приостановления службы
Служба в ОВД подлежит приостановлению в ряде следующих случаев:
- при назначении или же избрании сотрудника ОВД непосредственно на
государственную должность – до момента прекращения исполнения им таких полномочий;
- при избрании или назначении сотрудника ОВД членом Совета
Федерации Федерального Собрания РФ, избрании сотрудника депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ – вплоть до дня прекращения исполнения им предусмотренных законодательством полномочий;
- при наделении сотрудника ОВД полномочиями высшего
должностного лица субъекта Федерации или назначении сотрудника временно исполняющим обязанности такого высшего должностного лица субъекта Федерации – до момента прекращения исполнения соответствующего перечня полномочий;
- в случае непосредственного избрания сотрудника ОВД депутатом
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, главной такого образования или же назначения сотрудника на должность главы местной администрации – вплоть до дня прекращения исполнения им соответствующих полномочий;
- при направлении сотрудника ОВД по решению руководителя органа в
сфере внутренних дел или же уполномоченного руководителя в международную организацию на основании международного договора РФ или в других случаях, установленных нормативно-правовыми актами Президента РФ, на условиях и в порядке, действующем в данной международной организации, - до момента прекращения выполнения им соответствующих полномочий и обязанностей;
- при безвестном отсутствии сотрудника ОВД – до дня восстановления
сотрудника на службе в ОВД в соответствии с положениями ст. 74 Федерального закона или до момента вступления в силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или же об объявлении его умершим;
- в других случаях, которые связаны с выполнением сотрудником ОВД
государственных обязанностей, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ, - до дня прекращения выполнения сотрудником соответствующей обязанности[20].
Относительно приостановления сотрудником ОВД службы в ОВД должен быть издан приказ руководителя федерального органа власти в сфере внутренних дел или же уполномоченного руководителя. Со дня приостановления службы в ОВД: подлежит приостановлению действие контракта, кроме контракта, предусмотренного законодательством; прекращается действие контракта, предусмотренного ст. 22 Федерального закона[21].
Сотрудник ОВД, который приостановил службу в ОВД, имеет право уволиться со службы в ОВД по основаниям, предусмотренным непосредственно ст. 82[22].
Сотрудник ОВД, который изъявил желание продолжить службу в ОВД по результатам окончания её приостановления, должен быть зачислен в распоряжение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Такому сотруднику по его желанию должна быть предоставлена ранее замещаемая должность в ОВД, а в случае её отсутствия иная равноценная должность по-прежнему или с его согласия другому месту службы.
Если в течении одного месяца по результатам окончания приостановления службы в ОВД сотрудник ОВД не уведомит руководителя органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, уполномоченного руководителя о намерении прекратить или продолжить службу в ОВД, заключенный с ним контракт должен быть расторгнут.
Со дня назначения сотрудника ОВД на должность в ОВД возобновляется действие приостановленного контракта или заключается новый контракт. Изменение условий контракта должно быть оформлено в соответствии с требованиями федерального законодательства[23].
Если безвестное отсутствие сотрудника ОВД обуславливается его нахождением в качестве заложника, то действие приостановленного контракта возобновляется непосредственно со дня его приостановления.
Сотрудники ОВД могут проходить службу в ОВД на должностях, которые не являются должностями в ОВД, без приостановления службы в ОВД, если это предусмотрено положениями закона и нормативно-правовыми актами Президента РФ.
Практическое присвоение сотруднику ОВД очередного специального звания приостанавливается в следующих случаях:
- нахождения сотрудника ОВД в непосредственном распоряжении
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения – до момента назначения на должность в ОВД;
- приостановления службы в ОВД в соответствии с требованиями,
установленными ст. 37 Федерального закона;
- привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу,
возбуждения в отношении его уголовного дела – до момента прекращения уголовного преследования;
- наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания,
предусмотренного ст. 50 Федерального закона, - до момента снятия дисциплинарного взыскания[24].
В случае прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию, очередное специальное звание сотруднику органов внутренних дел присваивается со дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании[25].
Проведенное в этой части исследование позволяет прийти к выводу, о том, что сегодня порядок приостановления службы в ОВД на современном этапе развития четко определен на законодательном уровне. Уже успела сложиться определенная практика реализации относительно нового федерального закона, но однозначно необходимо совершенствовать законодательство и правоприменительную практику в дальнейшем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно приостановления службы в ОВД, важности дальнейшего исследования этого элемента службы в ОВД.
Исследование позволило установить, что одним из крайне важных элементов прохождения службы в ОВД является вопрос о приостановлении службы, регламентируемый ст. 37 Федерального закона «О службе в ОВД…».
Часть 1 ст. 37 Федерального закона «О службе в ОВД и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет перечень основных случаев, в которых указано, что служба в ОВД может быть приостановлена. По отношению к каждому такому случаю определяются сроки приостановления службы.
Ч. 2 ст. 37 устанавливает необходимость оформления приостановления сотрудником ОВД службы приказом руководителя федерального органа исполнительной власти непосредственно в сфере внутренних дел или же уполномоченного руководителя. Как гласит общее правило, со дня приостановления службы должно быть приостановлено действие контракта.
Сотрудник, который приостановил службу в ОВД, имеет право уволиться со службы по основаниям, предусмотренным законодательством.
Если сотрудник ОВД изъявил желание продолжить службу, он должен подлежать зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. По желанию такого сотрудника ему предоставляется ранее замещаемая должность в ОВД. В случае отсутствия иная равноценная должность также предлагается сотруднику.
Зачисление сотрудника в распоряжении федерального органа власти в сфере внутренних дел по окончании приостановления сотрудником службы предусмотрено положением ст. 36 Федерального закона «О службе в ОВД и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Сотрудник ОВД в течении одного месяца непосредственно после окончания приостановления службы для уведомления сотрудникам ОВД руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или же уполномоченного руководителя о намерении продолжить, прекратить службу в ОВД. Если по результатам истечения этого периода сотрудник не сделает уведомление, то в силу прямого указания в этой норме контракт, который заключен с последним, расторгается.
Ч. 6 ст. 37 Федерального закона определяет, что в случае назначения сотрудника на должность в ОВД со дня назначения на должность возобновляется действие приостановленного контракта или заключается новый контракт. Установлено, что изменение условий контракта подлежит оформлению в соответствии с требованиями закона.
Законом также определены особенности приостановления службы в ОВД в том случае, если безвестное отсутствие работника ОВД обуславливается его нахождением в качестве заложника.
Лишь объективное изучение теоретического и практического аспекта правового статуса сотрудника ОВД предоставит возможность не просто в целом оптимизировать правовое регулирование, но также и выработать рекомендации по намного более эффективному исполнению сотрудниками ОВД собственных полномочий в сфере практической реализации ими возложенных на них обязанностей по вопросам защиты прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка, общественной нравственности.
Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.
Все поставленные задачи и цель исследования были успешно достигнуты.