Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.
Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
|
|
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание
o Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение.
o Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
o Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.
o Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С.
o Не заниматься после еды.
o Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
o Не переутомлять (первый признак утомления – зевота).
o Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии.
o Выполнять упражнения по подражанию.
o Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя.
o Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались, лицо неподвижное
o Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
o Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи.
o Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
o Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
o Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.
Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения:
|
|
вдох и выдох через нос;
вдох через нос, выдох через рот;
вдох через рот, выдох через нос;
вдох и выдох через рот;
Второй этап. Выработать более глубокий вдох и длительный выдох.
Игра «Ветерок»
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.
Игра «Птичка лети»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки).
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Птичка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Птичка садится.
Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
Игра «Покачай игрушку»
Цель: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.