Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога)

ОБ-РЛ-11 Эстерлейн В.В. Речевые практики

Занятие рассчитано на 3 занятия. Задание и ответы присылать после третьего занятия.

Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тексте 1 предложение? (укажите роль педагога)

ОТВЕТ: Тема данного текста – это способы использования региональной лексики в произведениях Аксакова. Основная мысль текста заключается в том, что познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств. Аксаков раздвинул установившиеся рамки сложившихся жанров, создал объемную картину русской действительности, показав богатство и выразительность народного языка. Писатель относился к слову со страстной взыскательностью. Работа над языком составляла одну из самых важных забот Аксакова. Он воспринимается нами как один из классических образцов русской литературной речи, свободной от каких бы то ни было чужеземных влияний. Язык его отличается богатым и разнообразным словарным составом. Писатель широко использовал сокровища народной речи. Роль педагога – учитель-информатор.

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру.  Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой.  Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа… Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем ис-­
пользование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.


Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении  первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

ОТВЕТ: При чтении первого отрывка текста у меня возник образ довольно умного и смышлёного мальчика для своих лет. Он начитанный, любознательный, к тому же, тонко чувствует и понимает природу. Аксаков в своём произведении путём использования различных речевых средств смог создать образ такого чувствительного, робкого, впечатлительного и развитого мальчика, как Серёжа Багров. Также возникают восхитительные образы русской природы, которая имеет свои особенности. Роль педагога здесь не только информатор и комментатор, но и учитель-собеседник.

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профес­сионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: