Определение числа хромосом или ДНК в клетках

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

Уровень задания ВЫСОКИЙ.

Количество баллов 3.

КЭС (контролируемые элементы содержания)

2.2–2.7

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза

КТ (контроль требований к уровню усвоения)

2.3 уметь решать задачи разной сложности по цитологии

 

Ссылки на онлайн ресурсы по заданию

Https://studarium.ru/working/2/27/page-1

https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=382&tag_id=19

Https://egeturbo.ru/ege/bio/tasks/27#two

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задачи на синтез белка

В линии 27 при решении задач с использованием генетического кода при написании последовательности нуклеотидов во фрагментах молекул ДНК, иРНК допускается запись через тире между триплетами или нуклеотидами, так как это соответствует связи нуклеотидов между собой в единую цепь.Триплеты ДНК и кодоны иРНК могут записываться в виде сплошной последовательности или через тире между триплетами.

Ошибкой считается запись антикодонов разных молекул тРНК через тире между триплетами, что означает связывание их в единую цепь. Это свидетельствует о непонимании участником экзамена того, что антикодоны принадлежат разным молекулам тРНК и не связаны в единую цепь. За такую ошибку снимается 1 балл. Во фрагменте молекулы полипептида аминокислоты должны быть соединены друг с другом тире, так как являются единой цепью. Отсутствие пояснения, если оно требуется в задании, не дает возможность выставить высший балл.

Указание в ответе нуклеотида или кодона в молекуле иРНК, как гена, считается ошибкой, так как ген – это участок молекулы ДНК. Элемент ответа не засчитывается.

Пример 1.

  В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Укажите последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Схема решения задачи включает: 1) антикодоны тРНК комплементарны кодонам иРНК; 2) фрагмент иРНК: ГЦГАГГЦГУУЦУГЦУ; 3) последовательность аминокислот в белке: ала-арг-арг-сер-ала; 4) участок первой цепи ДНК (по иРНК): ЦГЦТЦЦГЦААГАЦГА; 5) участок второй цепи ДНК: ГЦГАГГЦГТТЦТГЦТ;  
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает в себя три-четыре названных выше элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя пять названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три-четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 1
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Определение числа хромосом или ДНК в клетках

Частично правильный элемент ответа не может оцениваться в 1 балл. Ответ участника должен соответствовать требованиям эталона.

На хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки есть 3 типа задач:

1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях мейоза/гаметогенеза

2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно просто написать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях мейоза в формате общей формулы (nc)

3. Дана общая масса молекул ДНК в соматической клетке (либо обозначено, что это диплоидный набор), нужно найти массу молекул ДНК на разных стадиях мейоза.

На изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений задачи всего 2 типов, но зато спрашивают несколько циклов растений:

1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора)

2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно указать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора) в формате общей формулы (гаплоидный/ диплоидный nc)

Циклы каких растений попадаются в 27 задании: водоросли хламидомонады, водоросли улотрикса, водоросли спирогиры, мха кукушкина льна, мха сфагнума, хвоща и плауна обыкновенного, папоротника орляка, сосны обыкновенной, покрытосеменных растений

Пример 1

В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.

Элементы ответа:

1) в зоне роста в конце интерфазы в клетках число хромосом – 56;

2) в зоне роста в конце интерфазы число молекул ДНК – 112;

3) число молекул ДНК удваивается за счёт репликации;

4)  в конце зоны созревания гамет число хромосом – 28;

5) в конце зоны созревания гамет число ДНК – 28;

6) в зоне созревания происходит мейоз, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается и выравнивается

Критерии оценивания:

Ответ включает пять-шесть названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 3 балла

Ответ включает четыре из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла;

Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Пример 2.

Какой хромосомный наборхарактерен для макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются макроспора и яйцеклетка.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Схема решения задачи включает: 1) набор хромосом макроспоры – гаплоидный (n); 2) набор хромосом яйцеклетки – гаплоидный (n); 3) макроспора образуется из клетки макроспорангия семязачатка; 4) макроспора образуется в результате мейоза; 5) яйцеклетка образуется из макроспоры (зародышевого мешка); 6) яйцеклетка образуется путём митоза;  
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает в себя четыре-пять названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя шесть названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает в себя три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре-пять названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: