Московское, «нарышкинское» барокко

В России процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму,  - поиски стиля.

Основным периодом развития архитектуры "московского барокко" можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный. Развернутая система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. Главным новшеством, имевшим решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись не только элементы здания, но и его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. В соответствии с ними планы построек стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям, искали “правильности” ритма в размещении проемов и декора. Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такие блиости, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней. Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как “мешала движению”.

В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со "cтрогановским стилем"). Однако эта группа стилистически разнородна. Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассными мастерами, сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря(приложение4). В этих сооружениях применяется интересный прием соединения церкви и колокольни в одной композиции – «церкви под колоколы».  Наибольший интерес представляет церковь Покрова в Филях(приложение5). Окруженная широкой галереей – «гульбищем» на арках, связываюшей сооружение с окружающим пространством посредством широких лестниц. Ярусный силуэт здания отличается большой выразительностью. Можно сказать, что в постройках Нарышкиных была как бы подхвачена и нашла свою кульминацию магистральная линия развития московского барокко, заложенная еще при царевне Софье и её ближайшем сподвижнике князе В.В.Голицыне.

Для архитектуры середины XVII в. главной движущей силой была культура посадского населения. Московское барокко, как и барокко вообще, стало культурой прежде всего аристократической. Типами зданий, где развёртывались основные процессы стилевого образования, стали дворец и храм. Новый тип боярских каменных палат, в которых уже обозначились черты будущих дворцов XVIII, сказывался в последней четверти  XVII столетия. Постепенное затухание столичного направления "московского барокко" можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

 

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО

 Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.

 В начале XVI века в планировке и строительстве в городах Российской Империи начинает прослеживаться тенденция к системному подходу: гармоничному сочетанию построек с особенностями ландшафта; на первое место выходит фасад, как лицо здания - его оформлению начинают отдавать больше внимания; появление понятия «фронт застройки» - всё это требовало геометрически правильных форм и пропорций. В связи с этим появляется проблема: как закрепить все столь нужные архитектурные нововведения на бумаге, чтобы распространить их действие по всей Российской Империи. Решение данного вопроса помог найти случай. В 1701 году в Покровском случился пожар, и большое количество домов было уничтожено огнем, возникла острая потребность восстановить постройки. В этом поселке Пётр I решил опробовать новые архитектурные наработки.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами. В Петербурге новые архитектурные идеи нашли свое воплощение в просторных, прямых проспектах; искусственно организованном ощущении перспективы и пространства; большом количестве аркад, гостиных дворов. Во внутреннем обустройстве зданий обособленность уступает место анфиладам. Стоит отметить, что все нововведения в архитектуре Петербурга эпохи Петра были в жестких рамках понятия «удобства и функциональности», а не «внешней помпезности».

В первой декаде  XVIII в. в архитектуре города на Неве начинает появляться новый тип зданий, так называемый «мансардный» дом. Это было 2 -х этажное, максимум 3-х этажное здание, с заметными ризалитами по его краям. Входя в такое здание, сперва оказываешься в помещении с колоннами, которое ведет к небольшому саду позади дома; рядом находится лестница, которая ведёт к залу для торжественных мероприятий, по сторонам которого размещены комнаты; Начатый, как попытка придать официальным зданиям Петербурга более унифицированный вид, процесс перешел и на «простые здания», например Адмиралтейство.

По мнению исследователей, в данном стиле переплелись элементы: французского, итальянского, немецкого барокко. Отличительной особенностью данного стиля является: скромность в оформлении (на первое место выходит практичность, а не внешний пафос), четкие переходы форм и линий, фасады исполнены в плоскостной форме; в отличии от своего московского собрата, «петровское барокко» - резко порывает все связи с устоями византийской архитектуры.

К наиболее известным представителям данного направления относятся: Леблон, Шлютер, Фонтана. Все они принимали непосредственное участие в планировании и последующем возведении архитектурных творений в городе на Неве, при этом добавляя элементы своих стран в облик столицы Российской Империи. Некоторые исследователи замечают: в процессе планировки и строительства города на Неве принимали участие архитекторы разных стран и, соответственно различных школ – почему же это не привело к полной неразберихе стилей и форм? Ответ кроется в том, что Петр I, лично изучал проекты всех зданий, прежде чем одобрить их строительство.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана)(приложение6) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный)(приложение7). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену елизаветинское барокко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: