Мировоззрение - это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью.
В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека.
В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).
Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:
–мифологическое – несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;
–религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
|
|
–обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;
–научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.
Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.
Атеизм —тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.
Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.
Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
|
|
Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву:
Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций.
Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.
Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.
Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.
Дидактические условия формирования научного мировоззрения:
а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:
-представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;
-снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;
-направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.
-тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.
б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.
в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).
г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).
д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).
Наиболее общими критериями сформированности мировоззрения являются:
- знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки, мировоззрения;
- устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;
- проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.