Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
По Крутецкому В.А.:
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Профессиональное мастерство включает способность доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал.
2. Академические способности – способности к соответствующей области наук. Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, проявляет к нему большой интерес, ведет, хотя бы очень скромную, исследовательскую работу.
3. Перцептивныеспособност и – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности – организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарныеспособности – способность непосредственного эмоционально - волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативныеспособности – способности к общению с учащимися, умение найти правильной подход к ним, наличие педагогического такта.
8. Педагогическоевоображение (или прогностические способности) – это способность в предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей:
- перцептивно-рефлексивные и
- проективные.
Первый уровень перцептивно-рефлексивный включает три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции.
Второй уровень — проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.
Саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
1. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения.
2. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.
3. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности.
4. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений.
5. Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе.
Вывод:
-педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения), другие специальные способности, например артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности. Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и ее результат.
Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психических свойств, отношений и действий личности учителя, поэтому и исследовать их необходимо в системе личностных особенностей и черт характера.