ПОЭТАПНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
Класс: 6 «Б»
Тема: Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Цель: формирование понятия мотива в лирике
Задачи:
- углубить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова;
- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать навыки самоконтроля;
- развивать монологическую речь;
- совершенствовать навыки анализа и обобщения.
- совершенствовать навыки общения;
- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.
Планируемые результаты:
· Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)
· Метапредметные:
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.
|
|
· Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
· Коммуникативны е: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
· Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.
Мотивация учебной деятельности
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.
В начале урока учитель приводит стихотворение замечательного русского поэта М. Ю. Лермонтова «Одиночество», написанное в 1830 г., когда поэту было 16 лет.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ - эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни и др.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы:-
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
(«Одиночество» 1830г.)
После данных строк следует вопрос: «Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?». После всех вариантов ответов дает свой: «Да, действительно, строки этого стихотворения проникнуты чувством одиночества, оно так и называется"Одиночество"».
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - быстрое включение учеников в деловой ритм, полная внутренняя готовность к учебной деятельности.
Показателями являются: сконцентрированное внимание на стихотворение, задаваемых вопросов, активное участие в ответах на поставленные вопросы.
Актуализация знаний и умений
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
Проверка уровня владения знаний (соотнесение теоритических понятий) полученных ранее для успешного выполнения учебной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ - выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Учитель дает сопоставительную таблицу
1. Необычный порядок слов | А) Метафора |
2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим. | Б) Эпитет |
3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. | В) Инверсия |
4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. | Г) Тема |
5. Противопоставление картин, образов, понятий. | Д) Олицетворение |
6. Круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей. | И) Антитеза |
После выполненного задание идет сравнение с образцом и оцените по критериям: 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - определение границы между знанием и незнанием.
Данное задание помогает учителю установить уровень владения теоретических знаний учеников, а его проверка способствует устранению пробелов в знаниях.
Постановка учебной задачи
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – постановка целей учебной деятельности
Цель на данном этапе: сформулировать представление о понятии мотив
СОДЕРЖАНИЕ - выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.
Учитель предлагает провести исследование на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова».
Все наблюдения записываются в рабочие листы, подготовленные учителем раннее.
Из данной темы ученики пытаются сформулировать цель работы.
Учитель дает пояснение понятия «мотив» из Лермонтовской энциклопедии.
Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.
(Лермонтовская энциклопедия).
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками).
|
|
Показателем является формирование понятия «мотив».
Освоение нового учебного материала
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - освоение новых знаний и умений.
Учитель дает подстрочный перевод Г. Гейне «Сосна» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», чтобы проследить мотивы в двух стихотворениях и провести сопоставительный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ – создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу.
Дается аудиозапись стихотворений.
Учитель делает пояснение данным стихотворениям:
Стихотворение «На севере диком..» - художественный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «EinFichtenbaum» («Сосна»), которое было написано в 1822 году и входило в большой цикл стихотворений о любви. Прослушаем и его в оригинале.
Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стих-е «На севередиком…» незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году. Предлагаю послушать стих-е в исполнении народного артиста России М.Казакова.
В подстрочном переводе стихотворения Гейне «EinFichtenbaum» («Сосна») не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).
Сосна стоит одиноко
На севере, на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале...
Также учитель предлагает провести сопоставительный анализ данных стихотворений. Работа осуществляется в парах.
План анализа | Г. Гейне«Сосна» (вольный перевод) | М.Ю.Лермонтов«На севере диком…» |
Образы | Мечтающая сосна; пальма | Одинокая сосна, прекрасная пальма |
Средства художественной выразительности: | На севере…. На холодной вершине …белым покрывалом Окутывают её лед и снег …на пылающей скале …далеко на востоке Она мечтает Одиноко и молча печалится | На севере диком (эпитет, инверсия) На голой вершине (эпитет, инверсия) …снегом сыпучим (эпитет, инверсия) Одета, как ризой, она (сравнение) …на утесе горючем …в пустыне далекой (антитеза) Ей снится… Одна и грустна…растёт |
Тема | Тоска по далёкой возлюбленной | Тоска, вызванная одиночеством |
Вывод: - Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья? - Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение -Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным? |
|
|
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – выбор средств для построения нового знания: изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
Показателями являются: сконцентрированные внимание при прослушивание стихотворений, выполнение заданий с данными стихотворениями (сопоставительный анализ по таблице), активное участие учеников в беседе, ответы на поставленные вопросы.