Средневековья (III—iv — VII—VIII ВВ. )

 

Л

итературное развитие этого периода характеризуется разобщенностью культурных центров. Латинская литература сосредотачивалась в древнеримских городах, а на Британских островах, в Норвегии, Скандинавии развивается фольклор молодых народов. Роль латинской литературы в этот период выдающаяся: она хранила античную культурную традицию.

«Латинская литература раннего Средневековья стала объединяющей силой западноевропейской культуры, способствуя налаживанию литературных связей» (7, с. 439).

Многие произведения латинской литературы внесли новые этические проблемы, они открыли новые стороны в понятии «человек». «В этой новой концепции личности человек выступал в сложном противоборстве своих душевных качеств, и низменных, и возвышенных, он был как бы червем, прахом и носил в себе частицу божества» (там же).

Литература все более пронизывалась христианскими мотивами. Появляется ряд авторов, произведения которых обращены к религиозно-философским темам и проблемам. Софроний Евсевий Иероним (347—420 гг.) слушал проповеди в Константинополе, посещал египетских монахов, последние 34 года своей жизни провел в Палестине, изучая литературу. Главное дело Иеронима — перевод Библии на латынь. В XIII веке этот перевод получил название «Вульгата» и стал каноническим текстом католической религии.

Аврелий Августин (354—430) — глубокий мыслитель. В своем труде «Исповедь» он поставил проблему личности, находящейся в постоянном движении и развитии. В трактате «О граде Божием» он говорит о человеческой истории, которая полна внутреннего динамизма и противоречий. «Град Божий» — это духовное единство людей одной веры. Он противостоит «граду земному», где царит насилие.

Аниций Манлий Северин Боэций (480—524 или 525 гг.) сохранил для Запада греческую философскую мысль. Он перевел всего Аристотеля и Платона. Сочинение «Утешение философией» представляет собой диалог автора и Философии, которая призывает его предаться душой высшим благам. В произведении торжествует светлая интонация, вера в сильного духом, добродетельного человека.

К VIII веку многие европейские народы определили свои границы и начинается процесс централизации и образования национальных государств. У франков, галлов, кельтов появляется письменность и складываются ранние образцы собственно литературных произведений. Латынь стала языком церкви и власти. При дворе Карла Великого (742—814 гг.) складывается окружение из образованных людей из разных стран. Среди них англосакс Алкуин, лангобард Павел Диакон, франк Эйнхард, вестгот Теодульф. Карл назвал свое окружение Академией. Деятельность Академии предопределила Каролингское возрождение.

В глубине устной традиции зародилась эпическая поэзия Западной Европы. Образцами мифологического эпоса являются скандинавская «Старшая Эдда» и англосаксонский «Беовульф». Песни «Старшей Эдды» были созданы в IX—X вв., а записаны в XIII в. Несколько особняком стоит «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона, прозаическое произведение более позднего происхождения, имеющее со «Старшей Эддой» общих героев, перекличку сюжетов, некоторую близость в использовании изобразительных средств.

Песни «Старшей Эдды» и родственные им памятники являются произведениями, отражающими наиболее архаические представления древних германцев и скандинавов.

Песни сборника «Старшая Эдда» располагаются в определенной последовательности.

Первую группу составляют мифологические песни, повествующие о богах, устройстве мира, происхождении первовещей. К этой группе относятся «Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Речи Гримнира», «Перебранка Локи», «Песнь о Трюме» и др. Названия песен включают жанровый признак: «речь», «перебранка» или повествовательные стихотворения — «песни». Одни стихотворения содержат только речи, в других «прямая речь передается стихами, а о ходе действия кратко сообщается прозой в манере, близкой исландским сагам» (5, с. 10).

В мифологических песнях рисуется картина мира, какой она представлялась древним германцам, скандинавам, норвежцам эпохи родоплеменного строя. Мир протяжен во времени и пространстве. Боги (Один, Локи, Тор, Фригг, Фрейя и др.) противостоят великанам, ётунам (Хрунгнир, Хюмир, Трюм, Имир, Суттунг, Тьяци и др.) или карликам (цвергам), черным альвам (Нибелунгам, Андвари, Альвис и др.). Асгард (жилище богов, асов) и Мидгарт (срединная земля, обиталище людей) уравновешены подземным царством смерти, где властвует великанша Хель. Девять космических миров, как видит их колдунья-вёльва, пронизывает мировое дерево Иггдрасиль, у корней которого сидят три девы — норны, прядущие нити человеческих жизней. Между богами и великанами, богами и карликами идет борьба, обнаруживаются взаимное движение и контакты. Великаны стремятся попасть в Acгард, они врываются в него, грозя все разрушить. Хрунгнир — на коне, Тьяци и Суттунг — в орлином оперении. Они хотят отнять прекрасных «светлобровых» богинь.

Боги, асы, всегда странствуют и стремятся добыть или вернуть чудесные предметы, «источники благоденствия». Странствия сопряжены с испытаниями, в результате которых боги торжествуют над великанами.

Карлики являются создателями чудесных предметов и хранителями несметных богатств: золотых волос, молодильных яблок Идун, священного меда, молота Мьельнира, бьющего без промаха; чудесного сосуда Одрерира, копья, магического кольца Драупнира, священного вепря Гуллинбурсти, заколдованного корабля Скидбладнира. Это не только «первые вещи», но и «предметы магического, ритуального характера» (5, с. 181). Например, вепрь — священный жертвенный зверь; золотые волосы, возможно, символ спелого урожая и т.д.

Мифы о сокровищах были и рассказами о силе и могуществе богов. В процессе перехода от мифа к сказке добывание богатств превратилось в свидетельство силы героя. В более поздний период мифологическое богатство обретает роковые черты. Так, Зигфрид, овладевший сокровищами Нибелунгов, получил проклятие, как и все, кто отваживался завладеть кладом. Образ рокового богатства был «мифологическим средством выражения» окончательного крушения патриархально-родового уклада» (5, с. 183).

Вершина эддической поэзии — «Прорицание вёльвы». Повествование в песне складывается в процессе соединения серии отдельных мифов о возникновении и уничтожении мира. Произведение представляет собой краткую, но весьма яркую и эмоциональную поэму. Главная тема поэмы — гибель мира. В первой части вёльва рассказывает о «золотом веке» и событиях, которые подготовили грядущую катастрофу. Во второй части повествуется о «трагической вине» асов, начавших войну, положившую конец «золотому веку». Война разгорелась из-за золота валькирии Гулльвейг. За картиной конца мира следует заключительная часть, изображающая обновленный мир. Считается, что поэма испытала влияние христианского апокалиптического мифа (5, с. 244—245).

 

Задание и вопросы

 

1. Прочитайте «Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Песнь о Трюме».

2. Назовите Богов скандинавского пантеона, дайте их «родословную».

3. Чем отличаются скандинавские боги от богов античности?

4. Как объясняется устройство мира в «Прорицании вёльвы»?

5. Найдите образы, сходные по смыслу с античными и библейскими.

6. Почему житейскую мудрость в «Речах Высокого» излагает Один?

7. Подберите из «Речей Высокого» изречения в виде пословиц и поговорок.

8. Найдите примеры народно-поэтического стиля в песнях (повторы, общие места, параллелизмы, сравнения, кеннинги, т.е. метафорические иносказания).

 

Вторую группу песен «Старшей Эдды» составляют песни о героях. В них действуют уже не боги, а «культурные герои», это люди, смело вступающие в поединок со злыми силами. Они заботятся о своей славе, совершают подвиги в одиночестве, прибегая лишь к своему мастерству и смелости. Таковы Вёлюнд, Сигурд, Гуннар, Атли. К этой группе песен относятся: «Песня о Вёлюнде», «Песня о Хельги», «Краткая песня о Сигурде», «Гренландская песнь об Атли» и др.

Герой «Песни о Вёлюнде» — кузнец, который в одиночестве ждет возвращения своей супруги — валькирии. Царь Нидуд пленяет Вёлюнда и заставляет ковать красивые украшения и оружие. Вёлюнд страшно мстит Нидуду за пленение; он изготавливает из птичьих перьев и воска крылья и улетает из плена.

Сказание о Вёлюнде известно с VII—VIII вв. Не подлежит сомнению архаичность фольклорно-поэтического стиля и образа главного героя. Здесь широко представлены параллелизмы (горе Вёлюнда и торжество Нидуда в начале поэмы; горе Нидуда и торжество Вёлюнда — в конце), общие места (мотив сидения, вход в дом; пробуждение обездоленных и др.). Образ Вёлюнда «синкретичен», так как включает черты героя богатырской сказки и мифологического эпоса.

«...Именно эддическая песня о Вёлюнде типологически представляет собой архаический образец перехода от мифологического к героическому через посредство богатырской сказки» (5, с. 282).

В героических песнях «Эдды» зреет еще одно важное качество будущего героического эпоса - стремление отразить исторические события. Эти черты заметны в «Песни об Атли». В ней содержатся отголоски событий, имевших место в середине V века. Они нашли отражение также в немецких эпических произведениях и в хроникальных источниках.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие черты героя присущи Вёлюнду?

2. Найдите сказочные и мифологические черты Вёлюнда.

3. Приведите примеры сурового средневекового колорита песни о кровной мести.

4. Подберите примеры народно-поэтического стиля в «Песне о Вёлюнде».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: