— Что называется приложением?
— Какими именами существительными оно может выражаться? (Собственными и нарицательными).
— Что будет являться приложением при сочетании нарицательных и собственных имен существительных, если собственное имя существительное называет лицо? (Нарицательное существительное.)
— А если имя собственное называет предмет? (То оно и является приложением.)
— Для чего это важно знать? (Чтобы правильно согласовать сказуемое с подлежащим.)
— В каких случаях при приложениях употребляется дефис?
Домашнее задание: § 176, упражнение 161. Задания 1, 2 после упражнения — устно.
Урок 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цели: закрепить понятие о приложении; отрабатывать навык правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных
О б о р у д о в а н и е: карточки со знаками «-» и «+».
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
|
|
— Как вы справились с домашним заданием? Расскажите, какой теоретический материал вы сначала выучили, чтобы выполнить безошибочно задание. Прочитайте записанные предложения, называя вставленные буквы и все знаки препинания.
— Как вы ответили на вопросы в заданиях 1, 2 после упражнения?
III. Закрепление нового материала.
Самодиктант.
— Прочитайте отрывок из стихотворения, записанный на доске.
Д. Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
(С. Михалков.)
После того, как учащиеся закончили читать текст в последний раз, учитель закрывает его листом бумаги. Когда учащиеся закончат писать стихотворение в тетрадях, текст снова открывается, чтобы учащиеся могли проверить себя.
— Проверьте, правильно ли вы записали текст.
Грамматическое з а д а н и е: найдите и выделите в тексте все определения и приложения, над определениями укажите, согласованные они или несогласованные.
Объяснительный диктант.
— Запишите с комментироваиием у доски предложения.
1) Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок». (А. Куприн.) 2) Крейсер «Варяг» из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. (А. Новиков-Прибой.) 3) Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира. (С. Бабаевский.) 4) И дань души своей влюбленной несуг Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт. (А. Твардовский.)
— Подчеркните приложения и определяемые слова. Чем они выражены? Укажите падеж определяемого слова и приложения.
|
|
— Почему в одних случаях падеж совпадает, а в других нет? (Потому что при изменении подчиняющего, главного, слова приложение, выраженное именем собственным, обозначающим неодушевлённый предмет, не изменяется и употребляется в именительном падеже.)
— Измените (устно) четвертое предложение так, чтобы слово Байкал стало приложением. Изменится ли его падеж? (Да, так как будет — озеру Байкал — именительный надеж.)
Работа с учебником.
— Откройте учебник «Практика» на с. 73, упражнение 162. Выполните это упражнение самостоятельно, а один из вас выполнит его на доске, чтобы вы могли проверить себя.
— Какие правила пунктуации вы применили, выполняя задание?
Работа с сигнальными карточками.
— Приготовьте сигнальные карточки со знаками «+» и «-». Прослушав предложение, поднимите карточку «+», если вы считаете, что в предложении приложение присоединяется дефисом, и карточку «—», если дефис не употребляется в этом случае.
Учитель читает предложения;
1) Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка-царевна у реки. (С. Есенин.) («+»)
2) Стрелок-радист дал подойти врагу поближе. («+»)
3) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (К. Паустовский.) («—»)
4) Во второй половине ХII века в Пскове-городе появились первые каменные здания. (Ю. Спегальский.) («+»)
5) Выше того места, где ныне стоит город Псков лесные дебри отступали от берегов реки Великой. (Ю. Спегальский.) («—»)
6) В фильме «Броненосец Потемкин» правдиво, с высоким художественным мастерством изображены события первой русской революции. (А. Левицкнй.) («-»)
7) За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (А. Сурков.) («+»)
8) Гостью-зимушку покатим мы встречать на хуторок... (А. Плещеев.) («+»)
9) Во времена Пушкина наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензент», «Литературная газета». (А. Гессен.) («—»)
Творческое задание.
— Составьте с записанными на доске словосочетаниями по два предложения так, чтобы в одном это словосочетание было подлежащим с определением (или без него), а в другом — приложением и определяемым словом:
капитанская дочка, Золушка, моя семья,
Илья-Муромец и Соловей-разбойник
С л о в а д л я с п р а в о к: повесть, сказка, былина, сок, майонез, телепередача.
— Прочитайте, что у вас получилось.
В о з м о ж н ы е в а р и а н т ы: Капитанская дочка сразу же приглянулась юнге. Повесть «Капитанская дочка» основана на исторических событиях. Моя любимая сказка — сказка «Золушка». Золушка была очень доброй девочкой, не держала зла на мачеху и ее дочерей. Моя семья очень дружная. В магазине мы купили сок «Моя семья». Илья-Муромец и Соловей-разбойник — былинные герои, которые известны всем. Третьеклассники на уроке чтения изучали былину «Илья-Муромец и Соловей-разбойник».
IV. Подведение итога урока.
— Что вы можете рассказать о приложении?
Домашнее задание: § 176, упражнение 156—устно, упражнение 160 — письменно. Повторить в § 18 материал о дополнениях.
Урок 32
ДОПОЛНЕНИЕ
Цели: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетаннем); совершенствовать умение различать дополнение, выраженное инфинитивом, дополнение, образованное от инфинитива, являющегося частью сказуемого.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного желтого цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Беседа.
— Скажите, чем дополнение отличается от других второстепенных членов предложения. (Чаще всего зависит от глаголов, деепричастий, причастий, обычно выражается существительными или местоимением, обозначает предмет, отвечает ва вопросы косвенных падежей.)
|
|
— Посмотрите на предложения, записанные на доске, и скажите, как определить, где в них подлежащее, а где дополнение.
Д. 1) Облако закрыло солнце.
2) Тополь перерос клен.
— Что помогло вам правильно определить, где подлежащее, а где дополнение? (Смысл, значение слов и порядок слов в предложениях.)
— Какой частью речи выражено здесь дополнение?
— Какими еще частями речи выражаются дополнения?
Выслушиваются ответы учащихся.