Тема занятия Ремонт тормозных систем
План
Устройство тормозной системы грузового автомобиля с гидравлическим приводом.
Неисправности тормозной системы
Ремонт тормозной системы
Задание на занятие
Повторить устройство тормозной системы
Познакомится с основными неисправностями тормозной системы
3. Выписать в тетрадь:
1. признаки неисправности тормозной системы;
2. виды работ необходимые при ремонте тормозной системы;
Отчёт о выполненной работе направлять на электронный адрес https://vk.com/id162736192
Устройство тормозной системы автомобиля ГАЗ-66
Эти система имеет четыре тормозных механизма и гидравлический привод с вакуумным усилителем.
Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На автомобиле ГАЗ-66 используются барабанные колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок; расположены они в колесах.
Тормозной механизм переднего колеса состоит из тормозного барабана, опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками, двух опорных пальцев с эксцентриковыми шайбами и гайками, двух оттяжных пружин. Двух эксцентриков и двух гидравлических колесных цилиндров, выполняющих роль разжимного устройства.
На рисунке 1показано рабочий тормозной механизм автомобиля ГАЗ-66
Рисунок 1 Тормозной механизм заднего колеса ГАЗ-66, запчасти: 1—защитный колпак колесного цилиндра; 2—колесный цилиндр; 3—тормозной щит; 4—стяжная пружина колодок; 5—направляющая скоба колодок; 6—тормозная колодка; 7—фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9—шайба; 10—пружина болта регулировочного эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12—пластина опорных пальцев; 13—эксцентрик опорных пальцев; 14—опорный палец тормозной колодки; 15— гайка опорного пальца; 16—пружинная шайба
Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
1 | 2 |
Увеличенный ход тормозной педали | |
Увеличенные зазоры между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами | Провести текущую регулировку тормозных механизмов с помощью регулировочных эксцентриков. Если фрикционные накладки сильно изношены (до головок заклепок осталось менее 0,5 мм), то заменить их новыми и выполнить полную регулировку тормозных механизмов |
Неправильная установка тормозных колодок | Выполнить полную регулировку тормозных механизмов |
Изношены эксцентрики опорных пальцев колодок | Заменить изношенные эксцентрики, после чего выполнить полную регулировку тормозных механизмов |
Недостаточный уровень жидкости в главном цилиндре | Долить необходимое количество жидкости |
Наличие в системе воздуха | прокачать систему |
Течь жидкости через соединения трубопроводов | Установить места течи и плотно затянуть соединение. Если течь не прекращается, заменить поврежденные детали новыми |
Течь жидкости из колесных цилиндров или уплотнительных манжет штока гидровакуумного усилителя | Заменить поврежденные манжеты. При повреждении поверхности колесного цилиндра или штока усилителя заменить их |
Повреждение манжет или торцовых уплотнительных колец головок поршней главного цилиндра | Заменить поврежденные манжеты или кольца |
Тормозные механизмы не растормаживаются | |
Отсутствие зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра | Отрегулировать свободный ход педали |
Разбухание резиновых манжет вследствие попадания в систему минерального масла или тормозной жидкости, не рекомендованных заводом | Слить тормозную жидкость, разобрать все узлы гидропривода, промыть в спирте их детали. Промыть тормозную систему. Заменить все резиновые уплотнители. Перед сборкой детали узлов и рабочие поверхности цилиндров смазать касторовым маслом или тормозной жидкостью |
Заедание поршня цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов | Промыть систему спиртом и заменить жидкость. Если дефект не устранен, снять усилитель, проверить состояние рабочих поверхностей цилиндра, поршня и при необходимости заменить поврежденные детали |
Заедание поршня клапана управления гидровакуумного усилителя тормозов при возвращении в исходное положение после прекращения нажатия на педаль | Снять клапан управления, промыть его поршень и манжеты, а также отверстие в цилиндре жидкостью. Заменить поврежденные манжеты или пружину, если она при сжатии до высоты 17 мм не обеспечивает нагрузку (2,5+-2,5) Н |
Не растормаживается один тормозной механизм | |
Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормоза | Заменить пружину, если она растянулась до длины 227 мм и не обеспечивает нагрузку 340—390 Н |
Колодка туго вращается на опорном пальце | Разобрать тормозной механизм и устранить причину заедания |
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или засорения | Разобрать цилиндр, промыть детали спиртом. При необходимости поверхность цилиндра зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Перед сборкой промытые детали смазать тонким слоем касторового масла |
При торможении автомобиль уводит в сторону | |
Неодинаковое давление воздуха в шинах левых и правых колес | Установить в шинах требуемое давление |
Замасливание накладок тормозных колодок в одном из тормозных механизмов | Заменить колодки или удалить замасливание промыванием накладок тормоза в бензине с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладок |
Задиры или глубокие риски на рабочей поверхности барабана | Расточить барабан на глубину риски. Если риски глубже 1,5 мм, то следует заменить барабан в сборе со ступицей |
Большое усилие на педали из-за неисправности гидровакуумного усилителя или его системы | |
Неплотности в соединениях вакуумного трубопровода или запорного клапана | Устранить неплотности в соединениях трубопровода или запорного клапана |
Засорение воздушного фильтра усилителя | Промыть фильтр в бензине, смазать маслом и поставить на место |
Порвана диафрагма камеры усилителя | Заменить диафрагму |
Неплотное прилегание шарика к седлу поршня или разрушение манжеты поршня | Разобрать усилитель, промыть поршень, шарик. Заменить поврежденную манжету и жидкость в системе привода |
Большое усилие на рычаге привода стояночной тормозной системы | |
Замасливание фрикционных накладок стояночного тормозного механизма | Заменить накладки или удалить замасливание промыванием в бензине с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки |
Изнашивание тормозных накладок | Заменить накладки |
Изнашивание деталей разжимного механизма | Разобрать разжимной механизм. На наклонной поверхности толкателей не допускаются вмятины от шарика. При наличии вмятин заменить толкатели |
Большой ход рычага привода стояночной тормозной системы | |
Большой зазор между колодками и тормозным барабаном | Отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном. В случае необходимости отрегулировать привод |