Для выявления данного коррупционного риска неободимо изучить сведения об участниках закупок (в разделе документации).
Под аффилированностью в госзакупках лица– физического или юридического – подразумевается с одной стороны, его определенная зависимость от некоего третьего лица, которое может оказывать влияние на деятельность предприятия (или индивидуального предпринимателя).
С другой стороны, аффилированное лицо – физическое или юридическое – это лицо, имеющее право оказывать влияние на предпринимателя, который может быть как индивидуальным предпринимателем, так и предприятием или организацией.
Признаками аффилированности заказчика и поставщика в госзакупках выступают:
ü право голоса на собраниях акционеров;
ü является собственником пакета акций, дающего право на совещательный или решающий голос при принятии решений, разработке стратегий и пр.;
ü обладает долей в уставном капитале компании;
ü является близким родственником руководителя, председателя совета директоров, собственниками предприятия.
|
|
Признаками также могут выступить любые неформальные отношения, в том числе родственные связи, соседство, совместная учеба, служба в армии и т.д.
К примеру,Западно-Казахстанским филиалом РГП на ПХВ «Казводхоз» ежегодно проводится закуп услуг по техобслуживанию канализационных систем и оборудования.
В рамках вышеуказанной услуги предусмотрено осуществление откачки воды из канализации Производственной базы Каменского участка.
Так, в 2017, 2018 и 2019 годах на оказание вышеуказанной услуги заключены договоры способом «Из одного источника путем прямого заключения договора» с индивидуальным предпринимателем «Мендыгазиев» на общую сумму 336 000 тенге.
В то же время, руководитель ИП - Мендыгазиев Р.А. является слесарем того же Каменского производственного участка, в должностные обязанности которого входит обслуживание оборудования в данной производственной базе.
*****
Незаконное применение расчета демпинговой цены
По данному коррупционному рискуизучению подлежат протоколы итогов лота и информация о победителе, а также сведения о заключении дополнительного соглашения к основному договору.
Для его выявления необходимо изучить предложение поставщика победителя (сниженная цена) и цены в дополнительном/ых соглашении/ях.
Сначала путем демпинга победителем конкурса становится поставщик, представивший максимально заниженное ценовое предложение. После сумма увеличивается через заключение дополнительного соглашения для проведения дополнительных работ и услуг.
К примеру, по 4 лотам в Казыгуртском районе на момент проведения открытого конкурса сумма составляла 243 482 590 тг. В итоге с победителем конкурса был заключен договор на сумму 177 742 206 тг. Однако, стороны заключают дополнительное соглашение на ремонт тротуара на общую сумму 41 370 250 тг., который не был предусмотрен в первичном ПСД, мотивируя увеличение суммы экономией средств по данной закупке. В итоге общая сумма закупа составила 219 112 456 тг.
|
|
Тем не менее, ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» предоставляет заказчикам право заключать дополнительные соглашения в сторону увеличения суммы договора без проведения отдельного открытого конкурса.
*****
При выявлении нарушений законодательства, в том числе значительного отклонения стоимости, сотрудник Департамента направляет рекомендацию (согласованный руководством Департамента) в адрес заказчика госзакупок, где указывает все выявленные факты нарушения, при завышении цен, а также реальную рыночную стоимость на закупаемые товары, работы и услуги.
Рекомендация направляется в целях пересмотра цены на закупаемые товары, работы и услуги, приведения в соответствие документации.
Аналогичные действия совершаются при выявлении других нарушений.
В случае неисполнения заказчиком рекомендации без приведения обоснования, Департаментом направляется письмо в уполномоченный орган по контролю за соблюдением законодательства в сфере госзакупок или вышестоящий орган для принятия мер.
В случае выявления вышеуказанных фактов представителями общественности, они могут обратиться (в том числе посредством социальных сетей) в адрес уполномоченного органа по контролю за соблюдением законодательства в сфере госзакупок, заказчика, администратора госпрограммы или правоохранительного органа.