Понятие и основные признаки предприятия

Дисциплина «Экономика»

Тема занятия: «Предприятие. Основные признаки предприятия. Классификация предприятий»

Тема включает в себя следующие вопросы:

1. Понятие и основные признаки предприятия.

2. Классификация предприятий.      

Понятие и основные признаки предприятия.

Предприятие — это первичное звено экономики, базовая ячейка предпринимательства. Именно она традиционно выступает основным объектом изменений, реорганизаций, всевозможных инноваций и, конечно, предметом изучения специалистами.

 Предприятие — это коммерческая организация, создаваемая гражданами (предпринимателями) с целью производства товаров и (или) услуг (благ) для получения прибыли.
       Термин «фирма» (от итал. firma — подпись) первоначально означал торговое имя коммерсанта. Первые коммерческие товарищества возникли в Древнем Риме и действовали по всему региону Средиземного моря. В Средние века существовали морские товарищества, отправлявшие корабли в дальние страны в поисках выгодных для обмена товаров. Начало первой промышленной революции подтолкнуло процессы первоначального накопления капитала. Цеховые мастерские ремесленников превратились в средние, а затем крупные фирмы, торговые дома — в товарищества, менялы стали банкирами, мелкие торговцы — купцами, инженеры стали первыми управляющими-менеджерами.
   Во всех национальных экономиках ключевую роль играют фирмы (предприятия), основная цель которых — производство материальных благ и услуг и их реализация потребителям. Из огромного числа работающих предприятий-фирм 85—90% составляют малые предприятия, 8—9% — средние фирмы и только 0,5—1% — крупные корпорации. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 25 млн фирм функционируют
в США, около 30 млн — в странах Евросоюза, свыше 10 млн — в Японии. При этом 500 крупнейших американских корпораций производят основную часть промышленных изделий (автомобили, станки, оборудование, компьютеры, самолёты, корабли и т. д.), а также более половины услуг в стране.

Однако мелкие фирмы составляют основную базу (платформу) экономики, благодаря которой существуют средние и крупные корпорации.
     Фирма создаётся для производства конкретного продукта (продуктов) или услуг. Она приобретает определённые факторы производства, соединяет их производительные способности в организованном производстве благ (товаров и услуг). Произведённые товары и услуги фирма продаёт на рынке покупателям либо другим фирмам или организациям. При этом владельцы фирмы преследуют единственную цель — получить прибыль или доход от продажи своих товаров или услуг.
       В российском законодательстве редко используются термины «фирма», «компания», «корпорация», если речь идёт не о регулировании деятельности конкретной хозяйственной организации или их групп. Обычно используется понятие «предприятие». На практике крупные фирмы объединяют множество предприятий, последние — «нижние» звенья объединения, которые и производят непосредственно товары и (или) услуги.
       По российскому законодательству предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
      Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной
деятельностью, не запрещённой законодательством и отвечающей целям, предусмотренным уставом предприятия. Предприятие имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, печать со своим наименованием. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, а также фирменное наименование, товарные знаки и т. п.

2. Классификация предприятий.

         В зависимости от масштабов деятельности фирмы подразделяются на мелкие (до 50 чел), средние (до 200 чел) и крупные (более 500 чел) - (например, ТНК).    

           Современная экономика — это синтез крупного, среднего и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и гибкие ткани», базовую платформу, без которых крупное производство не может существовать. К мелким фирмамобычно относят индивидуальные (частные) фирмы и товарищества (или партнёрства). В частных фирмах владелец выступает собственником всех средств производства, он же получает весь доход от прибыли. Однако в случае банкротства частный предприниматель расплачивается перед кредиторами не только имуществом фирмы, но и личным имуществом: квартирой, машиной и т. п. К тому же из-за ограниченности личных средств расширение бизнеса становится проблематичным. Оптимальность размера фирмы зависит от финансовых возможностей владельцев и менеджеров, сферы деятельности и стратегии менеджмента. Необходимость утверждения в какой-либо нише рынка своей продукции (в том числе нового продукта) предопределяет увеличение оптимального размера фирмы. Чаще всего речь идёт о создании филиалов и дочерних предприятий
фирмы, приобретении контрольных пакетов других фирм и их присоединении к крупной корпорации (поглощение), а также уступке бренда (торговой марки), что часто практикуется западными фирмами в России.

По форме собственности фирмы делятся на:

- индивидуальные (частные);

- товарищества (партнерства);

- акционерные общества;

- государственные и смешанные (с участием государства).

    Индивидуальные предприятия – это бизнес одного человека или семьи. Товарищества позволяют объединить средства нескольких людей. В зависимости от вида товарищества (на вере или с ограниченной ответственностью) распределяется прибыль и устанавливается имущественная ответственность в случае банкротства. Форма товариществ широко представлена в сфере юридических услуг (адвокатские, нотариальные конторы) или в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл шесть лет, а иногда три года и менее. Одни из них разоряются, другие добровольно прекращают свою деятельность, третьи укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность. Идёт непрерывный процесс движения вверх-вниз и по горизонтали (присоединение нескольких предприятий, родственных по производству и услугам, действующих в едином технологическом цикле). По
мере укрепления позиций мелкие фирмы выходят в разряд «средних», а иногда и выше. Средние в случае неудач спускаются вниз, пополняя количество мелких. Фирмы «Майкрософт», «Гугл», «Яндекс» начинали свою деятельность как мелкие
фирмы, основанные друзьями по университету. Сейчас они превратились в транснациональные корпорации (ТНК).

По назначению готовой продукции:

- производящие средства производства;

- производящие предметы потребления.

    По времени работы в течение года:

- предприятия круглогодичного действия;

- предприятия сезонного действия.

    По признаку (виду) деятельности:

- промышленные;

- производственные;

- торговые;

- транспортные;

- инвестиционные.

    В зависимости от целей деятельности любое юридическое лицо (предприятие) относится к одной из двух категорий:

- коммерческие предприятия;

- некоммерческие предприятия (тогда их называют организации).

    Деятельность коммерческих организацийнаправлена на извлечение прибыли, что является ее основной деятельностью. Коммерческие организации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

    Некоммерческая организацияне ставит основной целью извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками. Предпринимательская деятельность может служить достижению целей, ради которых создано это предприятие. К ним могут относиться потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды и т.д.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: