(Евангелие от Матфея, зач. 6, гл. 3, ст. 13-17; Апостол к Титу, зач. 302, гл. 2, ст. 11-14; гл. 3, ст. 4-7).
1) Объяснение обрядов, совершаемых при таинстве Крещения. Крещение - есть смерть греху; есть отречение от ветхого человека. Плоды Крещения действуют в человеке всю нашу жизнь. Нужно помнить это, храня чистую жизнь, помочь силе Духа раскрыться в нас. Крещальные одежды. Сохранили ли мы их чистыми? Нужно омыть их «вторым крещением». Крест Господень... Мы приняли его, но под его ли знаменем сражаемся как воины Господни?
2) Крещение во Христа и облечение в Него. Мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, в Христову веру, но знаем ли закон Христов, веруем ли во Христа? Цела ли, чиста ли наша крещальная одежда -белые ризы души - христианские добродетели - сохранили ли от грязи? Мы объявили в Крещении себя воинами Христовыми, но в жизни не состоим ли в воинстве диавола? Мы надели на себя крест, но есть ли печать Креста Господня на наших делах, словах и мыслях? Крещенный должен знать закон Христов и в жизни исполнять его, во всех путях идти за Христом, нашим Вождем, и за Крестом, Его знамением.
|
|
3) «Троическое явися поклонение». Отец Небесный свидетельствует о Себе гласом с Неба, что Он есть Отец возлюбленного Сына. Сын погружается в воду Крещения, и глас с Неба наименовывает Его Сыном Отца Небесного. Дух Святый в виде голубя сходит на Сына Божия. Тайна Святой Троицы раскрылась в полноте. Величие самой, так сказать, обстановки, при которой явилась миру Святая Троица. Мысль о Троичном Божестве составляет отличительную принадлежность христианского откровения; но составляет ли она для нас мысль необходимую... Понимаем ли мы благость бесконечную, которая явилась в кротком Богоявлении Сына...
4) Будем же друзьями Христа(Тим. 2:11-14; 3:4-7). Явилась благодать Божия, воплотился Христос, и свет осиял человечество. Люди познали «путь, истину и жизнь».
ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
(Евангелие от Луки, зач. 7-е, гл. 2, ст. 22-40; Апостол к Евреям, зач. 316, гл. 7, ст. 7-17).
1) Симеон и Анна ждали Господа с радостью. Они жили надеждой увидеть Господа и спокойно умерли, удостоившись узреть Его. Мы всегда видим Господа и бегаем от Него, не хотим принять Его.
2) Воцерковление. Мы введены в храм. Лежали у святого алтаря*. Дали обет жить церковной жизнью. Как храним мы этот обет?
3) Многие современные христиане, называясь христианами, не видят Христа, т.е. не пленяются Его любовью, не увлекаются примером Его жизни, а имеют свои очи как бы ослепленными.
ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ
(Евангелие от Луки, зач. 3, гл. 1, ст. 24-38; Апостол к Евреям, зач. 306, гл. 2, ст. 11-18).
|
|
1) Заключенный в тюрьме на вечное заключение получает извещение о том, что его простили. Какая радость, какая благодарность. Неужели он не оставит злую жизнь? Нам ныне возвещается спасение через Христа, зачатого Девой. Не останемся же после освобождения в тюрьме греха?
2) Смирение Святой Девы. Она по преданию хотела быть хотя бы спутницей Матери Божией. И стала Его Матерью. Смирение возвышает.
ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
(Евангелие от Матфея, зач. 70, гл. 17, ст. 1-9; Апостол, 2-е Петра, зач. 65, гл. 1, ст. 10-19).
1) Преображение. Чтобы преобразить душу по образу Господа, надо чаще видеть этот образ в святом Евангелии, в молитвенном общении с Ним. Сообщаясь со злыми, мы усваиваем их свойства, сообщаясь с Господом, мы Его Образ берем в душу.
2) Хорошо около Господа. Построим около Него наши кущи. Где Христос, там свет и радость. Введем Его в дом наш.
3) Наставление о молитве. Молитва - путь к прославлению (Лк. 9:29).
4) Господи! Добро нам зде быти - ничтожество благ мира сего. С Господом всегда хорошо, а без Него всегда худо.
5) Для чего Господь преобразился? а) Утвердить апостолов в той мысли, что их Учитель - Бог; б) При свете славы Фаворской открывается, что не один жребий человеку и скотам, как безумствовали во время Соломона, и как еще более безумствуют современные нечестивцы, выдавая свое безумие за последнее слово науки.
6) Преображение христианина по примеру преобразившегося Спасителя. Паше духовное обновление, нравственное перерождение совершается чрез горение нашего духа, усердную, подчас уединённую молитву, посещение храма Божия, чрез слово Божие, принятие святых Тайн.
7) О яблоках. Почему положен на них запрет до 6 августа. Потому, что на все нужно просить благословение Церкви. Неблагословенное во вред душе и телу. А непослушание погубило Адама.
8) Храните ваше звание и избрание (2 Петр. 1:10-19).
ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
(Евангелие от Луки, зач. 54, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, 27-28; Апостол к Филиппийцам, зач. 240, гл. 2, ст. 5-11).
1) Наставление слушателям о том, как следует слушать слово Божие (ст. 39; Мф. 4:4; Ам. 8:11-12; Лк. 11:28). Не забывайте среди суеты земной беседы с Богом.
2) Божия Матерь есть образец истинно материнской любви (Лк. 2:7, 35, 48; 8:19-20; Ин. 19:25). Побуждение слушателей подражать смирению и добродетелям Божией Матери.
3) Божия Матерь много страдала и жалеет страдающих. Она, как Мать общая, заботится о наших семьях (брак в Кане). Она хранит наших детей. Она молится за всех перед Господом. Будем прибегать к Ней.
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
(8 сентября)
Родители Марии просили себе дитя, вперед обещаясь отдать его Богу. В ребенке они желали воспитать работника Божия. Готовим ли для службы Богу детей мы? Не удаляем ли, наоборот, от службы Господу, внушая, что цель жизни - устроиться, стать «человеком» в глазах людей, а не в очах Господних.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1) Св. Мария воспиталась в храме. Здесь созрела Ее душа. Значение храма в жизни христианина. Храм - училище благочестия. Побуждение слушателей возможно чаще посещать храм Божий. Необходимо детей с детства воспитывать в религиозных впечатлениях.
2) Христос рождается.
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
1) Смерть есть сон и переходное состояние к будущей жизни (Ин. 5:28, 29). Смерть светла, когда светла жизнь. Мучительна, если человек не может дать о жизни своей отчета на Суде Христовом.
2) Напоминание слушателям о близости к каждому человеку смерти и о необходимости своевременно приготовляться к ней.