Исследование агрессии и её проявлений в отечественной и зарубежной литературе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..

3

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ………

6

 
1.1 Исследование агрессии и её проявлений в отечественной и зарубежной литературе.…………...…………………………..

6

 

 
1.2 Особенности подросткового возраста: новообразования и динамика развития.…………………………………

16

 

 
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.…………………………

22

 
2.1 Понятие общительности и её проявлений в подростковом возрасте………………………………………………………..

22

 
2.2 Качественный анализ проявлений агрессии и общительности в подростковом возрасте……………………

31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……

49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..……….

51

         


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: в настоящее время проблема антисоциального поведения в подростковом возрасте активно обсуждается в прессе, на телевидение, в интернете. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, входят в различные делинквентные субкультуры. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связанно с перенасыщением характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически-нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадёжности и раздражения.

Проблема агрессивности была и остаётся актуальной на протяжении всего существования человечества. Это обусловлено ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Ученые всех времен занимались изучением проблемы агрессивности. В самом общем плане под агрессивностью в научной среде понимают устойчивую характеристику личности, проявляющуюся в предрасположенности человека к поведению, целью которого выступает причинение вреда окружающим. В то время как агрессия – это само поведение, конкретное действие, направленное на нанесение психологического, физического или другого вреда партнеру. Как правило, агрессивное поведение наиболее остро проявляется в неблагоприятных жизненных ситуациях, вызывающих стрессовые состояния. В этой связи, ученые отмечают, что проявление агрессии в подростковом возрасте должно рассматриваться в контексте процесса социализации, особенностей построения взаимоотношений с окружающими. Агрессивное поведение во многом обусловлено влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Усвоение моделей агрессивного поведения может осуществляться как посредством прямых подкреплений, так и косвенным путем, в ходе наблюдения агрессивных действий.

Бесспорным является и положение о том, что в процессе становления личности разворачивается сложная индивидуализированная система противоречий, характеризующая напряженность внутренней жизни подростка, осмысление им окружающего мира, своего места в нем, а также отношения к окружающим людям и к самому себе.

В соответствии с вышеизложенным цель данной работы – выявить взаимосвязь между агрессивностью и общительностью в подростковом возрасте.

Объект исследования – подростковый возраст.

Предмет исследования: проявление общительности и агрессии в подростковом возрасте.

В соответствии с поставленной целью нами определены следующие теоретические задачи:

1) провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме агрессивности, ее проявлении в подростковом возрасте;

2) Охарактеризовать психологические особенности подросткового возраста;

3) Раскрыть особенности общительности подростков;

4) Установить специфику взаимосвязи агрессивности и общительности учащихся подросткового возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: зарубежные и отечественные теории о сущности и механизмах агрессивности (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, Н.Д. Левитов, A.A. Можгинский, Н. Миллер, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, 3. Фрейд); концепции, раскрывающие особенности общения в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез, классификация, систематизация, обобщение, интерпретация; методы первичной описательной статистики.

Теоретическая и практическая значимость ВКР состоит в обобщении теоретических и эмпирических исследований проявления агрессивности в подростковом возрасте в контексте проблемы общительности личности, что может быть использовано в работе педагога-психолога. Полученные данные также могут быть использованы для оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Исследование агрессии и её проявлений в отечественной и зарубежной литературе

Если учитывать основные задачи подросткового возраста (сепарация, индивидуация, установление новых связей, интеграция), сложно представить себе их выполнение без овладения навыками агрессии. Под агрессией я понимаю не столько физическое или вербальное проявление негативной энергии, сколько отстаивание своих границ в ситуации их нарушения.

Принято считать, что открыто агрессивные подростки представляют угрозу для общества, их поведение истолковывают как девиантное, т.е. асоциальное, выходящее за пределы нормы. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что агрессивные подростки небезопасны в первую очередь для себя и своего ближайшего окружения, которое не знает, как с ними справиться (родители, учителя, соседи и т.п.). Но если вывести агрессивного подростка из привычной ему среды, Вы можете увидеть совсем другую картину – ранимого, стесняющегося, растерянного ребёнка.

В подростковой среде очень сильна конкуренция. Для того чтобы занять своё место в коллективе, причём не последнее, подросток просто обязан быть либо успешным в какой – то сфере (учеба, спорт, стильные вещи), либо быть сильным («опасным»), показывать свою агрессию, желание биться за своё «место под солнцем» и, если нужно, физически доказать своё превосходство. Неумение справляться с эмоциями ставят в укор подросткам, забывая тот факт, что их никто не учит этому, а в подростковом возрасте происходит ураган чувств, которые сложно понять и тем более контролировать, не имея знаний о том, что это нормально и нужно просто замечать свои реакции, переключать их – одним словом, знать о саморегуляции.

В семьях, где слышатся крики, и родители не стесняются в выражениях, вряд ли подросток не освоит навыки агрессивного поведения, скорее наоборот, ему будет сложно остановить этот поток. Они считывают модель поведения своих родителей и легко обходятся со своей агрессией, не задумываясь, какой разрушительный эффект она может произвести на подростков, в чьих семьях тема агрессии табуирована и представлена скорее косвенной агрессией. Вопрос неэкологичности эмоций внутри и снаружи приводит к нарушению баланса: девиантное поведение в первом случае (как правило, излишне агрессивные подростки из неблагополучных семей) и нервные срывы или аутоагрессивное поведение, переходящее в самоповреждение и суицидальное поведение во втором случае (подростки из благополучных семей, в которых вытеснена злость, где родители не ругаются, злость просто не показывается детям).

Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда семья не только не выражает прямо злость, но и всячески запрещает ребёнку выражать своё недовольство, ругают за нецензурную лексику, жестоко наказывают в целях воспитания, при этом принимают как должное его успехи, не считают нужным хвалить ребёнка, гордиться им. За неуспехи в таких семьях ругают и стыдят. Подросток считывает от родителей послание о том, что его любят только тихим, не причиняющим хлопот, что ему нельзя злиться, что он «недорос ещё повышать голос». Можно сказать, что вполне вероятно такое сдерживание эмоций может сделать ребёнка жертвой буллинга, потому что одноклассники увидят, что он не сможет дать сдачи. Во взрослом возрасте сдерживание эмоций может перейти в какое-то заболевание (проблемы с сердцем, например).

Ещё один момент, касающийся агрессивного поведения, – это подмена чувств. Подросток избегает некоторых чувств (стыд, боль, бессилие) и прикрывает их злостью. Он тратит много усилий, чтобы ни окружающие, ни он сам не вспомнил истинного мотива происходящего. Постоянная агрессия у подростка – это повод психологу обратить на него внимание. Как правило, за агрессивным поведением кроется потребность в помощи, которую не в силах попросить ребёнок. Считается, что самый агрессивный подросток в компании сверстников – это человек, которому больнее всего. Издеваясь над «тихими» детьми, он всем пытается доказать, что он сильнее, круче, счастливее и не такой жалкий, как жертва, хотя вполне может быть, что он был такой же жертвой в своей семье или в другом коллективе. Например, показателен случай подростка из 7 класса, которого обзывали, а в 9-ом он сам стал заводилой таких акций.

Агрессивное поведение подростка, которое подавляется без обсуждения причин происходящего, постановка на учёт, привод к социально-психологической службе, в милицию, ИДН может перерасти в ещё более протестную форму – зависимое поведение. Боль, которую выражал подросток через драки, теперь он заглушает алкоголем и наркотиками. Резкое исправление агрессивных подростков может быть тревожным знаком: чувство злости подавляется, внешне подросток становится спокойным, а боль заглушается алкоголем с постепенным увеличением количества выпитого.

Нужно отметить, что сублимацией агрессии (в подростковом возрасте довольно активно) могут быть интенсивные занятия спортом, секс, агрессивное творчество, субкультура и т.д. В данном случае подросток находит творческое приспособление для своих противоречивых чувств, при этом, не причиняя особого вреда окружающим. Один из частых неосознаваемых мотивов занятий спортом – выражение злости, поиск адреналина, энергии, заряда на преодоление преград, победа над противником. В таких ситуациях тренеру и родителям подростка-спортсмена нужно вовремя заметить тенденцию подростка бороться со всем миром, которая может стать смыслом жизни.

Злость может возникать как защита от проявления зарождающейся симпатии. Неслучайно парни – подростки сначала «травят» девушку из своего класса, а потом оказывается, что он влюблен в нее и они начинают встречаться. Интересно в этом смысле сексуальное развитие юношей из категории сирот. Если мать бросила ребёнка, издевалась над ним, пренебрегала его потребностями и т.п., злость на мать может трансформироваться в подростковом возрасте на злость к девушкам. Подросток оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, он испытывает сильное сексуальное влечение к девушке, с другой стороны, по-прежнему испытывает злость ко всем женщинам, которым нельзя доверять. Частые смены половых партнеров в этом возрасте могут быть актом мести противоположному полу.

Как взаимосвязано то, что подростки, склонные к девиантному поведению, постоянно находящиеся в агрессивном настроении, сплошь и рядом оказываются недолюбленными детьми из семей, где они никому не нужны, а аутоагрессивные «тихие» дети воспитываются в строгих семьях с авторитарным типом воспитания? Чтобы не чувствовать психологическую боль, подростки активно глушат её драками, выпивкой и наркотиками. Боль, грусть оттого, что ты никому не нужен, безнадёжность, отчаяние, бессмысленность существования настолько непереносимы, что подросток выбирает вместо разрушающего чувства вины на себя, что «я какой-то не такой», выбирает ненавидеть не только собственных родителей, но и в целом весь мир, который обошёлся с ним так жестоко. Потребность в любви, признании и уважении подростку сложно выразить в прямой форме, как это делают маленькие дети (подбежать, обнять, попросить почитать сказку). Косвенные формы вроде просьбы денег подростком, попытка испечь пирог воспринимается взрослыми как данность, они не задумываются о том, что это условно означает «ты нужен мне. Твоё мнение и присутствие важно для меня». Истерики у подростка воспринимаются как угроза власти родителей, подрыв семейного уклада, претензия на своё мнение, а вовсе не как привлечение внимание (условно подросток говорит «мне тебя не хватает», «удели мне время», «поговори со мной, послушай, что я думаю». Такое ощущение, что дети, которым не удалось добиться успехов в положительном русле (школа, секции, аккуратность, хобби и т.д.), добиваются высоких результатов с отрицательной стороны («самый худший ученик», «самый пьющий в районе», «самый ужасный сын» и т.д.). Таким образом, хоть в чём-то он добился высокого результата, тем самым он «крут».

Агрессия и агрессивность многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность – это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению – это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться. Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой – либо причине.

Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально – когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.

1. Теория инстинкта.

Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации. Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой – либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет. У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками. Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна. Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.

2. Фрустрационная теория.

Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями. В случае подростков большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким: «Ты еще маленький», «Не лезь туда, ты недостаточно…взрослый, компетентный, умный…», «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо». В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя. Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше про депрессию подростков вы можете узнать в нашей статье. При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней. Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека. В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна.

3. Теория социального научения.

Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением. Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком. Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.

Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:

‒ Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.

‒ Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».

Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;

Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.

По цели проявления агрессии бывает:

‒ Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих – семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку – я встречу его после школы и подерусь с ним».

‒ Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.

‒ Инструментальная агрессия – случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.

Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13 – 14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14 – 16 лет. По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению. На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ. Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.

Бывает так, что родителям трудно распознать, агрессивен ребёнок или это такая модель поведения в данный момент, особенно если в семье агрессия – всеобщая форма общения всех со всеми. Также трудными становятся случаи, когда присутствует скрытая агрессия. Впрочем, агрессивных подростков отличить всё-таки несложно, если знать виды и симптомы такого поведения. Некоторые даже считают, что агрессия выступает как доминанта поведения современных подростков, что, конечно, ошибочно.

Виды агрессии бывают следующими:

‒ Открытая агрессия. Данный вид поведения характеризуется тем, что подросток начинает прямо на глазах любых людей проявлять признаки злобы. Это открытое хамство, оскорбления, придирки, прямые нападки в виде распускания рук, навязывания драки, желание по любому поводу ответить в грубой форме. Такие дети обычно характеризуются учителями как хулиганы, неадекватные личности. Или вдруг в школе тихий ребёнок начинает вести себя озлобленно по отношению к сверстникам. Здесь важно понимать, что даже семейные причины могут негативно сказываться на поведении подростка, вызывая у него немотивированную агрессию по отношению к другим людям, не к родителям или членам семьи. В психологии однозначно определён тот факт, что открытая подростковая агрессия способна доставить много неприятностей самому ребёнку, поскольку он не понимает зачастую последствий своих поступков, в том числе не рассматривает их в рамках закона, а ведь такое поведение может привести к преступлению!

‒ Скрытая агрессия. Она отличается тем, что её проявления не всегда понятны окружающим и близким людям, особенно если ребёнок, что говорится, с характером. Только родители в состоянии заметить признаки скрытой агрессии в подростковом возрасте у своего чада. Или очень близкие люди. Итак, признаки скрытой агрессии: ирония; злое подшучивание; оскорбления без грубых слов; уклонения от обещаний; желание всё делать наперекор; насмешки в адрес людей, в том числе близких; подчёркнутая невнимательность к родным и близким; уход от разговоров по душам; манипуляция людьми. Иногда можно услышать, что о человеке с признаками скрытой агрессии говорят: «У него такой характер!». Но стоит задуматься: то, что мы ошибочно принимаем за характер, имеет совершенно другие корни. И, может быть, такой характер сложился у ребёнка именно под влиянием скрытой агрессии, вовремя не замеченной родителями в подростковом возрасте.

Подводя итог, мы можем выделить группы проявления агрессии у подростков.

1) Способ привлечения внимания. Чтобы привлечь наше внимание, подросток начинает хамить. Грубость сразу настораживает, обижает и заставляет, наконец, «проснуться». Что – то не так. Иногда мальчики и девочки просто стесняются рассказать о своих проблемах, поэтому начинают просто агрессивно себя вести: а вдруг мама и папа сами поймут, что нужно обнять, поцеловать, как раньше, и спросить, как прошел день? Агрессивное поведение может иметь как выраженную форму: хамство, оскорбления и демонстративное непослушание с хлопаньем дверей, так и скрытую форму: замкнутость, прогуливание уроков, вредные привычки и даже суицид.

2) Способ самоутверждения. Юноша и девушка пока ничего не сделали в жизни важного и значимого, но считают уже себя взрослыми. В этом возрасте начинают применяться различные модели поведения. В качестве «добровольных слушателей» выступают родители. Если дома все примут, значит, можно так вести себя и со сверстниками. А если не обращают внимания, потому что в семье крик, грубость – это норма, то, тем более все так и должно быть.

3) Копирование поведения взрослого. Все, что происходит дома, будет однозначно принято детьми как основная и единственно правильная модель поведения во взрослой жизни. Если в семье есть насилие, неуважение, физические наказания, оскорбления, то не удивляйтесь потом, почему сын или дочь издевается над котами и собаками, потом над стариками и более слабыми одноклассниками. Процесс постепенно настолько выходит из – под родительского контроля, что часто все заканчивается в полиции.

4) Гормональные изменения. В этом возрасте идет процесс превращения из девочек и мальчиков в юношей и девушек. Им часто стыдно без причины, неловко, они пока на самом деле не знают, что делать со своей «взрослостью». Резкие смены настроения, то слезы, то грубость – это нормально.

5)  Особенности воспитания. Если в семье есть крайности, выражаемые в тирании, или, наоборот, в попустительстве и вседозволенности, то и младшее поколение часто потом в социуме не видит границ. Или, вырываясь из – под тотального контроля, начинает проявлять свое «я» таким образом, чтобы знали и видели все. В случае, когда дома насилие, в том числе и физическое, то подросток, находясь долгие годы в страхе, потом ищет более слабого и полностью «переносит» модель поведения «тиран – жертва». Когда все разрешают, но при этом забывают объяснять, как можно поступать с людьми, а как нет, почему нужно уважать стариков, не обижать слабых и животных, то, естественно, ребенок считает, что можно все. В том числе и отобрать у старушки пенсию, унизить одноклассника, нагрубить учителю.

6)  Влияние телевизора и интернета. Сейчас идет массовое засилье фильмов и передач, компьютерных игр, где показывается и демонстрируется агрессивное поведение, сцены насилия и жестокости. Сидя в интернете, молодые люди не только готовятся к занятиям, но и бесконтрольно смотрят фильмы, сюжеты, где агрессия и физическое насилие – норма. Все это они воспринимают как правильные действия. Еще нет мудрости и опыта, чтобы разграничить эмоциональное напряжение человека и сцены садизма, например. Различные группы и сообщества в социальных сетях способны превратить хорошего, умного и доброго мальчика или девочку в настоящего агрессивного монстра, который может не только нагрубить, но и украсть, и избить. Существует масса методов, как подчинить и обработать хрупкую психику подростка и сделать его «неузнаваемым» для родителей.

7) Поиск границ дозволенного. Этот процесс вполне естественный. В переходном возрасте дети учатся себя вести в обществе, поэтому экспериментируют, что можно, а что нельзя. На самом деле они не хотят быть плохими и грубыми, а просто пробуют, можно ли так себя проявлять, и что за этим последует. Если вовремя остановить ребенка и провести, возможно, не одну беседу, то он не только прекратит вести себя вызывающе, но и начнет сопротивляться насилию и научится говорить «нет» наркотикам, сигаретам и алкоголю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: