Материализм и Идеализм

Предмет философии.

 Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

 

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

 

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

 

Функции:

1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)

6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую

7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.

8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

 

Структура философии:

1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах мышления

4)Этика – учение о нравственности, морали

5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)

8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники;

10) аксиология – учение о ценностях;

 

Специфика философии:

•     Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений)

•     В философии нет прогресса

•     В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;

•     Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).

•Одного языка, понятного всем философам, нет.

 

Материализм и Идеализм.

 

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

 

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

 

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

 

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма) 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

 

Разновидности Идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

 

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

Античная философия

Философия возникла в 6-7 веках до н.э. в Китае, индии, греции.

В греческих полисах важно было логически рассуждать и обоснованно говорить.

Особенности античного мировоззрения:

По А.Ф. Лосев.

-Абсолют античного мировоззрения- космос (принцип космоцентризма). Космос представал как живое, телесное, разумное, прекрасное существо, обладающее логосом (разум, так же закон, слово).

-Человек рассматривался как микрокосмос (малое подобие большого). Поэтому отсутствовало противопоставление тела и души.

Личность = сома (тело)

- Логос(закон) в мире людей реализуется как судьба, которой нельзя избежать, но стоит относиться с бездумьем, героизмом. Примирительно же к природе – это приводило к представлению о наличии жестких причинно-следственных связей. Характерной была стихийная диалектика.

 Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом.

 

Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего.

 

Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число. Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.

 

Труды философов Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.

 

В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту.

 

Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.

 

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

 

4. Милетская школа:

философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Иногда милетскую школу включают в состав "ионийской философии".

Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх–низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270а5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий.

Элейская школа:

Элеатская философия не имела очень большого числа сторонников, но, однако, в течение ряда поколений они были у нее постоянно. Она дала четыре поколения философов: первое подготовило, второе создало учение элеатов, третье его защищало, а в четвертое оно выродилось. Предшественником школы был Ксенофан. Он вышел из среды ионийских философов и явился связующим звеном между ионийской и элейской школами. Ксенофан из философии ионийцев выделил мысль о едином. Эту мысль воспринял Парменид и развил из нее великую философскую теорию. Характеристика явлений, данная Гераклитом, была достаточно удачной. Парменид ее не отрицал, признавая, что Исходный пункт рассуждений Парменида о бытии был чрезвычайно простым. Он основывался на одном тавтологически звучащем тезисе: «Необходимо, в конечном счете, говорить и мыслить о том, что только то, что есть, существует, поскольку бытие есть, а небытия нет». Таким образом, он основывался только на самом, как сейчас говорят, «онтологическом принципе тождества» противоречия заключены в явлениях.

Пифагорейская школа:

Верования пифагорейцев, как и орфиков, касались души и метемпсихоза и по своему содержанию были далеки от ионийской философии. Они сводились к ряду положений:

1. Душа существует отдельно от тела (иными словами, пифагорейцы, как и все греки того времени, представляли себе душу наподобие тела).

2. Душа может присоединиться к любому телу. Как писал Аристотель: «В соответствии с пифагорейскими представлениями, каждая душа может войти в любое тело». Это верование было достаточно распространенным среди греков и находит свое выражение в признании «превращения» людей в животных.

3. Душа более устойчива, чем тело. Она сохраняется даже тогда, когда тело гибнет, она более совершенна и обладает большими потенциями, чем тело.

4. Тело для души – тюрьма. Это верование орфиков и пифагорейцев возникло из их убежденности в совершенстве, разнообразии потенций и устойчивости души, придающей крепость тленному и легко уничтожимому телу.

5. Душа вселяется в тело в силу того, что она отягощена виной. Помещение в тело – знак упадка. Это была характерная для пифагорейцев, и не только для них, попытка объяснить, почему душа находится в вынужденной связи с телом.

6. Душа освободится от тела, если очистится, а очистится, когда ответит за свою вину. Наказанием для души является вселение в тело; она освободится, если пройдет через ряд тел. Другой способ очищения – кары пекла, которые признавались орфиками, но не находили поддержки у пифагорейцев.

7. Телесная жизнь человека имеет определенную цель – она служит освобождению души. Загробная жизнь, которая большинству греков представлялась смутным и бесцельным блужданием теней, получила в религиозных сектах пифагорейцев и орфиков объяснение. Из веры в переселение душ следовали этические предписания, например вегетарианство (дабы не съесть воплощенную духовную сущность) или даже непринятие присяги (дабы не нарушить те обязательства, которые были даны в предыдущих воплощениях).

8. Несчастья, которым является перевоплощение, можно избежать при помощи религиозной практики. Такой практикой была мистерия. Она служила для того, чтобы приблизить освобождение души или на какое-то время освободить ее из тела. Мистерия в сектах пифагорейцев и орфиков считалась религиозной, но пифагорейцы не менее действенным считали аскетический, набожный и справедливый жизненный уклад – «пифагорейский стиль жизни».

 

Сократ

 

Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

 

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: размышлений о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

 

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

 

Сократический метод Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

 

Платон

Учение об идеях:

-бытие двойственно.

А) неподлинное бытие (мир вещей) – реальный мир.

Б) подлинное бытие (мир идей) – эйдос, нематериальный мир.

Идея – это то общее, что есть между вещами, это сущность вещей. Например идея цветка, идея камня, идея красоты.

Идеи – нематериальны, неизменны, вечны, когда идея объединяется с материей получается конкретная вещь.

Учение о душе:

(идея человека – его душа)

Душа одухотворяет тело. Платон принимает идею переселения души. После смерти тела, душа попадает в мир идей:

Истина-добро-красота

Возвышенные идеи

Порочные идеи (пороки)

Душа отягащенная пороками оказывается на самом дне.

Учение о познании:

Душа человека вспоминает о том, что видела в мире идей. Учитель должен помочь вспомнить. Однако чистые души сверху – вспоминают разное, и лучше и быстрее.

Учение об идеальном государстве:

-В идеальном гос-ве существует 3 сословия:

1 души, у которых развита разумная часть, рождаются – мудрецами и философами (именно они правят полисом).

2 Души, с развитым мужеством, рождаются – воинами и стражами.

3 (низшее) Души, с развитой порочностью, рождаются – ремесленниками и земледельцами (рабами хохо)

У высших сословий нет земли(она общая) и нет семьи (она общая).

Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:

- правителей-философов,

- воинов-стражей,

- ремесленников.

 

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

 

Аристотель.

Учение о причинах:

-мир в целом и все в нем имеет причины:

1 Материальная (причина цветка: растительная – материльная)

2 Движущая (причина горшка: действие гончара – нерводвигатель)

3 Целевая (причина горшка: для чего-то (действия) – цель мира (первая цель)

4 Формальная (причина горшка: то, что (он горшок как есть) – форма форм (совокупность сущностей всех вещей)

Для Аристотеля все в мире целесообразно, существует для определенной цели, приспособленно друг к другу.

Форма – это сущность вещи (как у Платона)Но в отличие от платона, не противопоставлена форма форм реальному миру, мир един (нет раздвоения).

Учение о познании:

Необходимость познания материального мира!

Достоверные сведения дает разум:

Учение о нравственности:

Принцип золотой середины.

Учение о гос-ве:

Сторонник аристократии. Делит население по имуществ. Уровню на 3 части. И считает что правит должен средний класс.

«Человек – это zoon politican» -политическое животное

  Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Критиковал своего учителя.Свои выводы философ изложил в работе "Политика":

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного".

3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

 

Атомизм.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.

Школа атомистов

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Платон

Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

Эпикурейство

Эпикур, основатель эпикурейства, воспринял от атомистов учение об атомах.

В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи

 

Стояцизм.

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников [1]. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).

Учение стоиков

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Зенон делил философию на физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское обращение). Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона, ставя, как и тот, на первое место логику. Но если Зенон ставил после логики физику, то Хрисипп – этику.

-Мир материален и пронизан логосом (активное начало, приводящее мир в движение);
-Мир периодически гибнет в мировом пожаре, а затем возникает вновь (вечный круговорот, повтор);
-Большинство считало душу смертной, а некоторые допускали возрождение душ:мудрецов

- источник знаний: чувственное восприятие, которое обобщается разумом. Они уделяли серьезное внимание слову (лектон) и его связи с вещью;
-этика стоиков.

 Сенека – уроженец юга Испании. Был знатным патрицием, ему было поручено воспитание Нерона (развратный царь, сжег Рим). Покончил с собой, чтоб избежать смертной казни по приказу своего воспитанника.

Патриций, Марк Аврелий, Эпиктет.
Свобода воли или зависимость от мира?
Стоики принимают веру, что общие законы логоса, проявляются как судьба и все в жизни человека предопределено. Их выбор остается только: добродетель или порок. Награды за этот выбор нет, нигде, ни в одном из миров.
Такая установка позволяет преодолеть любые страхи, и порождает у человека чувство собственного достоинства.

Золотое правило морали:

«Поступай с другими, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: