Черты диалектического отрицания

1. Отрицание на основе внутренних противоречий как са­моотрицание, заложенное в самой сущности предмета.

2. Внутренняя связь между старым и новым, удержание положительного, имевшегося в старом, то есть диалек­тическая связь между ними. Новое не возникает на пус­том месте, а лишь как результат развития старого.

3. Диалектическое отрицание как дальнейшее развитие нового, предполагающее это развитие.

Отрицание возможно лишь после того, как явление исчерпало свои возможности. Понятие отрицания отрица­ния как раз и выражает смену одного отрицания другим в бесконечном развитии материального мира.

1. При отрицании отрицания происходит как бы повторе­ние пройденного, некоторых моментов старого, но на более высокой основе (зерно - стебель - колос, рабство - крепостное право - колхозы 30-50-х годов).

2. Спиралевидный характер развития. Это суть закона от­рицания отрицания. Уплотняющаяся спираль, расши­ряющаяся кверху до бесконечности. Расширение пока­зывает масштабы прогресса, а уплотнение спирали - ус­корение темпов прогресса. В то же время было бы не­верным применять эту схему как догму ко всему миру.

Таким образом, закон отрицания отрицания выра­жает связь между старым и новым качеством, бесконеч­ность отрицания старого новым. Также он выражает преем­ственность между отрицающим и отрицаемым и спирале­видный характер развития.

 

 

33. Понятия категорий. Категории «общего и единичного».

Философские категории - это наиболее ши­рокие по объему понятия, которые отражают связи и отно­шения предметов и явлений действительности. В данной те­ме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, еди­ничное и общее, возможность и действительность.

Основные черты категорий диалектики:

· они объективны по своему содержанию;

· они субъективны по форме выражения, ибо свя­заны с уровнем развития человеческого знания;

· они носят гибкий, подвижный, изменчивый ха­рактер;

· они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий.

Функции категорий диалектики:

· это ступеньки познания мира, узловые пункты познания;

· категории диалектики являются формами чело­веческого мышления;

· они являются мощными инструментами позна­ния действительности.

Категории «единичное», «особенное» и «общее»

В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отраже­ния многообразия и единства мира и применяются данные категории.

Единичное - это философская категория для обо­значения индивидуальных, уникальных связей и отноше­ний в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.)

Общее - это философская категория для обозначе­ния сторон сходных, повторяющихся в предметах и явле­ниях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.)

Особенное - это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте.

Следует учесть, что общее и единичное, да и особен­ное - это не какие-то особенные предметы. И общее, и осо­бенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание англий­ского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.)

Рассмотрим диалектическое соотношение единич­ного, особенного и общего.

♦ Единичное, особенное и общее существуют в отдель­ном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек).

♦ Категории единичного, особенного и общего в различ­ных отношениях переходят друг в друга.

♦ Единичное не полно входит в общее, а общее составля­ет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван).

♦ В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне.

♦ Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего.

 

34. Категории «необходимость и случайность». Их методологическое значение для физической культуры и спорта.

Необходимость – это такая связь явлений, которая имеет основание в самой сущности явлений, обусловлена их внутренней природой и поэтому реализуется неизбежно при наличии соответствующих условий.

Случайность – это такая связь явлений, которая имеет свое основание преимущественно во внешних условиях, в явлении и реализуется не всегда и в разных формах. Случайность и необходимость причинно обусловлены, диалектически связаны между собой.

Необходимость и случайность – единство противоположностей, которые взаимообуславливают друг друга, проявляются друг через друга и превращаются друг в друга. Случайное необходимо, а необходимое случайно. Категория случайности, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий.

Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей. Там, где на поверхности происходит игра случайности, сама эта случайность всегда подчинена внутренним, скрытым законам. Задача врача состоит в том, чтобы открыть законы, лежащие в основе категорий необходимости и случайности. Для этого от него требуется:

-знать и учитывать условия, в которых возникают и развиваются различные процессы;

-предвидеть тенденцию развития исследуемых явлений и процессов;

-улавливать нарастание сил, благоприятствующих переходу необходимости из возможности в действительность.

 

И в историческом, и в процессуальном аспектах необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости: любое необходимое явление, событие в каком-то отношении оказывается случайным, ибо процессы в природе имеют вероятностный характер.

Неправомерно отрицать наличие случайных явлении на том основании, что они органически связаны с причиной. Но причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Например, гибель урожая вследствие выпадения града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением. А само выпадение града летом на данной территории является не необходимым, а случайным явлением, хотя оно тоже причинно обусловлено атмосферными условиями в то роковой день.

Если такие факты, отмечал Энгельс, что в данном стручке гороха пять горошин, а не шесть, что хвост этой собаки длиной пять дюймов, что этот цветок клевера оплодотворен определенной пчелой, относятся к тому же уровню, что и закон движения солнечной системы, то на деле не случайность поднимается до уровня необходимости (как рассчитывали метафизики), а необходимость девальвируется, опускается до уровня случайности, что исключает всякую возможность познания закономерных связей. И наоборот, абсолютизация необходимости ведет к противоположной метафизической крайности — к фатализму (и потому пословица „Кому суждено быть повешенным, тот не утонет" не выдерживает критики). Категории «необходимость» и «случайность» лежат в основе эволюционно-исторического подхода в медицинском познании. Его основные принципы: - болезнь – закономерное явление в существовании живого, но это не означает необходимого и обязательного ее проявления в жизни конкретного организма; - болезни человека неотделимы от его истории и эволюционируют вместе с ним.Эти положения лежат в основе проблемы естественного и искусственного патоморфоза болезней – одной из важных проблем теоретической медицины, как. Патоморфоз – историческое изменение течения и степени тяжести болезней. В естественном патоморфозе участвуют как биологические, так и социальные факторы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: