Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:
- - на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
- - на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:
- - природа познания;
- - возможности и границы познания;
- - отношение знания и реальности;
- - соотношение субъекта и объекта познания;
- - предпосылки познавательного процесса;
- - условия достоверности знания;
- - критерии истинности знания;
- - формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
|
|
- - одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
- - одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:
- - gnosis - познавание, узнавание (познание, знание);
- - episteme - знание, умение, наука.
В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:
- - знание как данность, добытый факт;
- - процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.
Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
Теория познания должна:
- - обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;
- - объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:
- - исследует природу человеческого познания;
- - исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);
- - рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;
- - исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|
|
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Виды познания:
Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
Сущность научного знания заключается:
- - в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
- - в достоверном обобщении фактов;
- - в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
- - ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
- - восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);
- - представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:
- - понятие;
- - суждение;
- - умозаключение.
Понятие - это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.
Суждение - мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.
Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение - это связь понятий.
Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.
Интуитивное познание. Интуитивное познание - это неосознанно полученное непосредственное знание.
Интуитивное познание делится:
- - на чувствительное (интуиция - мгновенное чувство);
- - рациональное (интеллектуальная интуиция);
- - эйдетическое (зрительная интуиция).
Познание - это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.
|
|
Познание делит мир на две части:
- - на объект (в переводе с латинского - противопоставлять себе);
- - на субъект (в переводе с латинского - лежащий в основе).
Субъект познания - глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.
Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой - все социальное целое.
Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.
Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п.
Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.
Объект познания - это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.
Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.
Объект в его отношении к субъекту - это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.
Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта.
В современной гносеологии различается объект и предмет познания:
- - объект познания - это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;
- - предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек - это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.
В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.
|
|
Объективизм - направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.
Субъективизм - учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.