Немецкая классическая философия о человеке

И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что:

1) человек двойственен и одновременно есть «самый главный предмет в мире»;

2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека;

3) человек «свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого себя». При этом, исходный принцип поведения человекакатегорический императив —формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что каждая личность является самоцелью и самодостаточна, не должна рассматриваться ни в коем случае как средство достижения даже очень благих целей;

4) основное отличие человека от других существ—самосознание;

5) у человека есть сознательное и бессознательное—«темные представления, не контролируемые разумом.

Г. Гегель (1770—1831) утверждал, что человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

1) Отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человечеству его человечность.

2) Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».

Л. Фейербах (1804-1872), понимает человека в первую очередь:

1) как часть природы, существо чувственно—телесное;

2) абстрактно, таким образом, человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности.

К. Маркс (1818—1883) считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

В Русской философии проблема человека решается в двух основных направлениях:

а) материалистической;

б) теологической.

Материалистическое (Белинский, Герцен, Чернышевский, Антонович и др.) - утверждает что:

а) человек вышел из животного сна, благодаря разуму;

б) формирование личности происходит при взаимодействии с социальной средой. Личность «создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; налицо взаимодействие».

Теологическое (Федоров, Вл. Соловьев, Бердяев, Флоренский и др.) - подчеркивает, что человек одновременно является:

а) божеством и ничтожеством;

б) микрокосмом и микротеосом; так как человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке.

Анализируя и объединяя особенности понимания человека в различные исторические периоды Макс Шелер (1874—1928), немецкий философ, полагал, что множество концепций можно свести к пяти идеям:

первая - основанная на религиозной вере: сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии души, воскресение плоти, страшном суде и т. д. Эта идея более могущественная, чем даже научные концепции. Умом многие уже не верят, но чувствами, эмоциями еще часто возвращаются к ней;

вторая - изобретение греков – homo sapiensчеловеческому роду присуще специфическое деятельное начало— разум. Благодаря разуму человек может познать сущее, мир и самого себя. Разум есть частичная функция Божественного, которое снова и снова порождает мир и порядок в нем;

третья - вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Человеческий дух есть дальнейшее развитие высших психических способностей, которые уже отмечаются у высокоорганизованных животных. Человек есть особый вид животного и, в первую очередь, не разумное существо, а определяемое влечениями;

четвертая - утверждает, что тысячелетняя история человека есть путь не развития, а упадка. Человек хуже всех животных приспособлен к окружающему миру. Он являет собой не только тупик развития, но и тупик жизни вообще. Практически вся энергия потребляется разумом, потому что он лишен инстинктов и не знает, что ему делать. Из-за своей биологической слабости и бессилия он создал цивилизацию, государство, право, производство и т. д.

Дух—это демон, паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида, уже рожденного обреченным;

пятая - атеистическая антропология утверждает, что Богу нельзя существовать во имя ответственности, свободы, предназначения и самого смысла бытия человека. Человек остается величайшей тайной для самого себя. Уже один его образ не совпадает с его сущностью. Бог или природа сотворили человека, но при этом не дали ему ни определенного места, ни особого наследия. Человек может делать то, что хочет, быть тем, кем хочет по своему выбору, в отличие от любого другого существа, он сам оказывается для себя и мастером и строителем. Он может опуститься на нижнюю ступеньку животного мира, но может подняться до вершин духовного творчества. В нем заложен зародыш к любой деятельности.

Подводя итог и обобщив разноречивые сведения о человеке можно сказать что:

во-первых, человек уникален и универсален. Он венец природы, которому нет равных; обладает уникальными способностями. Ему ничто не чуждо—ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность;

во-вторых, человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир символизируется в различных формах его деятельности: в игре, в труде, в художественном творчестве. Поэтому он оказывается существом специальным;

в-третьих, человек есть единое единство, состоящее из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический—все это объединено в каждой конкретной личности;

в-четвертых, человек—существо историческое и стремится внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, его везде ожидают кризисы, он сам есть существо кризисное;

в-пятых, человеку свойственно держать ответственность перед самим собой. Понимая это, он ищет выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, многообразие человека предопределяет и многообразие проблем.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: