Информационная база и система показателей анализа финансовых результатов организации

 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия составляет очень важную часть информационного обеспечения, которая необходима для принятия управленческих решений, а также выработки дальнейшей стратегии развития. Исходя из этого, основная цель анализа финансовых результатов состоит в решении набора аналитических задач, связанных с повышением результативности финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой структуры [37]. Ключевыми проблемами, препятствующими достижению высокой результативности деятельности, выступают: несовершенство законодательства, системы налогообложения, отсутствие действенных механизмов управления, контроля, аудита, планирования, и отсутствие обоснованных методик анализа и оценки финансовых результатов рекомендательного характера [17].

Как показал, проведенный теоретический анализ, финансовые результаты являются ключевыми показателями эффективности хозяйственной деятельности организации. Они обеспечивают базу устойчивого положения организации, экономических отношений с партнерами, стратегии дальнейшего развития. Таким образом, финансовые результаты деятельности организации характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Поэтому, в современных условиях возникает необходимость комплексного анализа прибыли и рентабельности. Основные показатели прибыли и рентабельности и порядок их расчета был представлен в п. 1.1 данного исследования.

Наиболее важным фактором для анализа результативных показателей является объем и качество исходной информации, так как в информации о финансовых результатах организации заинтересованы практически все субъекты рыночных отношений (собственники, инвесторы, аудиторы, поставщики, банки и другие). Руководству организации оценка финансовых результатов позволяет определить перспективы развития, учредителям и акционерам оценить возможность увеличения дохода на вложенный капитал, кредиторам убедиться в своевременном погашении обязательств [46]. Поэтому, результативность анализа во многом зависит от совершенства информационной базы анализа финансовых результатов, которая формируется за счет внешних и внутренних источников информации.

К внешним источникам относятся [15]:

– показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществления инвестиционной деятельности, выявления резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся: национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.

– показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.

– показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность деятельности конкурентов и контрагентов.

Самым распространенным внутренним информационным источником является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств и другие.

Практика исследования финансовых результатов выработала следующие основные способы чтения бухгалтерской (финансовой) отчетности: горизонтальный способ, вертикальный способ, трендовый способ, расчет относительных показателей, метод сравнения, факторный [42]. Однако, важно отметить, что публичная финансовая отчетность организации позволяет анализировать и интерпретировать общие показатели деятельности без учета особенностей организации, экономической ситуации и интересов конкретных пользователей отчетности.

В экономической литературе отсутствует общепринятая методика анализа финансовых результатов. Сегодня аналитиками используются несколько основных методик анализа финансового результата, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки [59].

Основное сходство представленных методик состоит в том, что каждая из них детально изучает показатели, влияющие на величину финансовых результатов предприятия.

Общим для представленных в таблице 1.6 методик является то, что их анализ основан на одной информационной базе, с использованием основных учетных документов. Так же перед началом анализа все методики используют сбор данных, а также обобщение уже имеющейся информации, что помогает получить базовые сведения о работе предприятия.

Отдельным критерием, но не менее важным, является период проведения анализа финансовых результатов. Поскольку финансовые результаты – это итог деятельности организации за отчетный период или один календарный год, то целесообразно проводить анализ с такой же периодичностью. Выбор периодов от одного года позволяет выявить динамику финансовых результатов, что так же способствует наиболее детальному исследованию их уровня.

Сравнительное изучение методик анализа финансовых результатов представлено в таблице 1.6.

Указанные в таблице 1.6 методики имеют как сходства, так и различия.

Основное сходство представленных методик состоит в том, что каждая из них детально изучает показатели, влияющие на величину финансовых результатов предприятия.

Общим для представленных в таблице 1.6 методик является то, что их анализ основан на одной информационной базе, с использованием основных учетных документов. Так же перед началом анализа все методики используют сбор данных, а также обобщение уже имеющейся информации, что помогает получить базовые сведения о работе предприятия.

Таблица 1.6 – Сравнение методик анализа финансовых результатов

Автор методики Этапы анализа
Шеремет А.Д. 1.Формирование показателей, оказывающих влияние на финансовый результат организации. 2. Предварительный анализ абсолютных показателей прибыли. 3.Углубленный анализ финансовых результатов. 4.Изучение влияния инфляции на финансовые результаты. 5.Изучение качества прибыли. 6.Анализ рентабельности предприятия. 7.Маржинальный анализ прибыли.
Селезнева Н. Н. 1.Классификация прибыли как показателя эффекта деятельности. 2.Выделение целей и задач управления на основе полученных данных. 3.Формирование показателей прибыли. 4.Анализ влияния инфляции на финансовые результаты. 5.Проведение анализа «качества» прибыли. 6.Исследование денежных потоков. 7.Анализ финансовых результатов. 8. Формирование схемы факторного анализа прибыли. 9. Факторный анализ прибыли от реализации. 10.Анализ использования прибыли. 11.Анализ рентабельности предприятия.
Ефимов О. В. 1.Изучение принципов формирования доходов и расходов предприятия. 2.Изучение отчета о финансовых результатах. 3.Анализ влияния учетных процессов на финансовые результаты. 4.Выдвижение причины изменения конечного финансового результата. 5.Углубленный анализ финансовых результатов предприятия.

 

Отдельным критерием, но не менее важным, является период проведения анализа финансовых результатов. Поскольку финансовые результаты – это итог деятельности организации за отчетный период или один календарный год, то целесообразно проводить анализ с такой же периодичностью. Выбор периодов от одного года позволяет выявить динамику финансовых результатов, что так же способствует наиболее детальному исследованию их уровня.

Методики Шеремет А.Д. и Селезневой Н.Н. рассматривают влияние инфляционных процессов на размер финансовых результатов, что является важным условием составления отчетности предприятия в рыночной экономике. Методики Шеремета А.Д. и Ефремова О.В. подытоживают анализ финансовых результатов углубленным исследованием показателей, который предусматривает изучение и расчет не только общих, но и частных показателей деятельности производственных процессов [21].

Основной целью анализа представленных методик является формирование информации о состоянии и эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления условий и возможностей для роста прибыли.

Отличительной чертой методики О.В. Ефремова, является то, что она четко разграничена на два больших этапа исследования: внешний и внутренний анализ. Для понимания состояния предприятия автор считает необходимым анализ конъюнктуры рынка, изучение основных принципов формирования доходов и расходов предприятия, что составляет внешний анализ. Далее рекомендуется проводить наиболее подробный анализ показателей, влияющих на финансовый результат, и переходить к внутреннему анализу, включающему три заключительных этапа. В итоге оценивается качество полученного финансового результата, степень влияния внешних и внутренних факторов, составляются прогнозы на будущее, рассчитывается рентабельность [20].

Методика Селезневой Н.Н. отличается от других тем, что содержит наибольшее количество этапов анализа. В начале анализа финансовых результатов автор предлагает провести классификацию прибыли, чтобы наиболее детально рассмотреть показатели, влияющие на каждый вид прибыли. Основной принцип данного анализа – следование от частного к общему, т.е. сначала производится детальный анализ отдельных внутренних и внешних показателей, а в заключении анализа подводятся обобщающие итоги и исследуется показатель рентабельности предприятия. Недостаток данной методики состоит в том, что при раскрытии состава факторов, которые оказывают влияние на размер прибыли, допущена экономическая ошибка. Ее смысл состоит в том, что методика рекомендует учитывать влияние отдельно взятого фактора в разных группах факторов [13].

Таким образом, наиболее информативной и структурированной является методика Шеремета А.Д. Автор предлагает начать анализ финансовых результатов с формирование показателей, в которых проявляются финансовые результаты предприятия, т. е. данный этап можно назвать вводным, т. к. он помогает ознакомиться с показателями и дает общую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта.

Далее изучается динамика показателей, изученных на первом этапе. Происходит углубление анализа для изучения частных показателей. Именно здесь формируется информация о резервах увеличения прибыли и возможности их использования, затем выясняется влияние внешних факторов на состояние финансовых результатов. Особое значение на указанных этапах, по мнению автора, играют ценовые факторы, т. к. с увеличением ценовых тарифов поставщиками, растут издержки, что вызывает снижение прибыли предприятия. На пятом этапе анализа дается обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли. Заключительными этапами являются детальный анализ рентабельности и маржинального дохода.

Преимуществом данной методики является то, что анализ структурирован поступательно, т. е. сначала происходит формирование показателей, потом анализ и его углубление, затем формируется общий вывод. Такая структура позволяет получить детализированную и обобщенную оценку.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что существуют различные подходы к оценке финансовых результатов организации. Представленный анализ методик оценки финансовых результатов деятельности организации, показал, что каждый подход имеет свои несомненные достоинства и недостатки. На практике, любая методика анализа финансовых результатов должна содержать основную цель, задачи анализа и информационную базу. Разделение анализа на этапы позволяет упростить сам процесс анализа, а также позволяет наиболее детально рассмотреть основные характеристики показателей. При этом, наиболее информативной и часто применяемой является методика, представленная Шереметом А.Д., поскольку она отражает наиболее важные показатели, характеризующие состояние финансовых результатов предприятия.

В целом же, структура анализа финансовых результатов у всех авторов похожа, однако применение общеизвестных методик не достаточно для получения всестороннего анализа. При этом, обзор существующих методов и моделей анализа финансовых результатов показал, что целостного подхода к их выбору в науке и практике не существует, однако использование каждой из методик в отдельности не позволяет сделать однозначного вывода о состоянии финансового результата. Для более детального и качественного научного исследования целесообразно объединять методики исходя из целей, которые хочет достичь организация. Поэтому возникает необходимость формирования методического результативного подхода к анализу финансовых результатов, учитывающего специфику функционирования организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: