За несколько десятилетий у автора этой статьи сложились устойчивые представления как о тематике краеведческих экскурсий и поездок для школьников, так и о методике их проведения. С небольшой частью этих представлений и хотелось бы познакомить читателей.
В статье речь пойдет о т.н. поездках и экскурсиях «с книжкой в руках». Прием этот не нов. Однако, для Южного Зауралья он не использовался в достаточном объеме. Суть заключается в поездке или экскурсии по маршруту, описанному порой сотни лет назад.
Судьбу жанра путевых заметок и путешествий можно сравнить, разве что, с массовым вымиранием мамонтов на рубеже плейстоцена и голоцена. Прошедший ХХ век, к сожалению, не оставил для южноуральцев почти ничего подобного. Исключением является, пожалуй, ставшая библиографической редкостью книга В.С.Старцева (Старцев В.С., 1936), написанная в форме путешествий по краю еще в конце 1930-х гг. Этого нельзя сказать о ХVIII и ХIХ веках. Первый отложился как исключительно талантливым по изложению и удивительно емким по содержанию сочинением П.И.Рычкова (Рычков П.И., 1762), поражающими воображение путевыми дневниками П.-С.Палласа (Паллас П.-С., 1773–1778), И.И. Лепехина (Лепехин И.И., 1771) и И.- П. Фалька (Фальк И.- П., 1824). Век ХIХ оставил яркие путевые заметки Д.Н.Мамина-Сибиряка «По Зауралью», опубликованные в советское время лишь единожды (Мамин-Сибиряк Д.Н., 1952).
|
|
Яркие образы Южного Зауралья прошедших столетий – благодатный сравнительный материал, дающий большие возможности для развития познавательных интересов юных современников. Особенно это утверждение актуально в силу крайне небольшой «мобильности» школьников. Их представления о родном крае, как правило, ограничены пределами района проживания.
Остатки древних и не очень древних эпох рядом с нами и напоминают о себе разнообразно: реликтовыми «ленточными» сосновыми борами, вклинившимися далеко в степи далеко на юг, особенностями организации речных долин с их террасами, планировкой казачьих станиц и поселков, обветшалой пышностью бывших торговых пограничных городов – прежних «перекрестков» цивилизаций. Доживают свой век средневековые мавзолеи на оживленных когда-то караванных дорогах. В глухой южно-уральской тайге скрываются руины демидовских заводов. В непритязательный, местами заброшенный, проселок превратился в наши дни знаменитый некогда Сибирский тракт. Вместе с ним «угасли» и расцветшие вдоль него села с яркими образцами деревянного зодчества, монументальными православными храмами. Тысячи курганов и развалины поселений скрывают тайны разновременных южно-уральских народов.
К глубокому огорчению, все эти богатства до обидного мало используются в практике местного школьного краеведения. Причин этому несколько. Главная – большая часть из перечисленных сокровищ еще не введены учеными системно в научный оборот. Соответственно, нет и методического обеспечения подобных экскурсий, столь нужного для учителей школ и преподавателей системы дополнительного образования.
|
|
Данная статья призвана лишь в малой степени восполнить этот пробел. Некоторое время назад автором была разработана и реализована идея автобусной поездки со школьниками на тему «По старинной границе России». Речь идет о части широко известной «Уйской линии» крепостей 40-х гг. ХVIII века, которая до 30-х гг. ХIХ века выполняла функцию охраны границы Российской империи и кочевой Степи.
Впервые достаточно подробно «Уйская линия» была описана П.И. Рычковым в его знаменитой «Топографии Оренбургской губернии …». Мной был избран для проведения экскурсии отрезок от крепости Степной (ныне с. Степное Пластовского района) до г. Троицка.
Несколько слов о подходе к проведению подобной экскурсии. Я остановился на комплексном варианте. В орбиту внимания, при таком подходе, попадают как памятники природы, находящиеся по маршруту, так и археологические достопримечательности, памятники истории и культуры. Этот подход предполагает участие в поездке, как минимум, двух преподавателей – историка и географа-биолога.
Поскольку эта поездка рассчитана на два дня, не лишним будет участие в ней и сотрудника, обеспечивающего охрану и безопасность детей. Вовсе не обязательно для этого обращаться в правоохранительные органы. Полагаю, родители сумеют вам помочь.
Возможны два варианта обеспечения питания участников поездки: автономный, при котором приготовление пищи выполняется старшими (на костре или на газовой плите) и происходит на заранее предусмотренных местах стоянок «в поле» и второй, когда дети питаются в кафе или столовых школ по маршруту.
Целесообразно для отработки деталей организации поездки ее руководителю заранее проехать маршрут будущей поездки, познакомиться с администрацией и коллегами школ по трассе поездки, обговорить их возможное посильное участие в организации питания, ночлега детей. Ночлег (одна ночь) возможен как в палаточном варианте, так и в помещении одной из местных школ. Что касается моего опыта, то неоценимую помощь в организации поездки мне неизменно оказывали директор средней школы с. Степного, учитель истории Татьяна Геннадьевна Лавринова и (на тот период) учитель истории Чернореченской средней школы Троицкого района Алексей Григорьевич Василенко. Пользуясь случаем, автор выражает им самую искреннюю признательность. Подготовка руководителей к поездке включает и создание банка раздаточных иллюстративных материалов. Особенно это касается памятников археологии, уже изученных археологами.
Заканчивая сюжет, связанный с организацией описываемой поездки, хочу заметить, что при внешней сложности организации, она вполне доступна заинтересованным учителям.
В ходе проведения поездки я неизменно реализовывал принцип «субъективного открытия» и реализацию тезиса «неизвестное в известном». Кроме того, учитывались особенности эмоционального восприятия детьми объектов обсуждения по маршруту.
Кстати, о маршруте. Мы едем до Степного через города Южноуральск и Пласт. От Степного движемся на восток. Маршрут связан с долиной р. Уй, с остановками в с. Черноречье, Нижней Санарке и, наконец, на пограничном посту «Бугристое» близ Троицка, откуда автобус берет курс на Челябинск.
Первым экскурсионным объектом, безусловно, должен стать Санарский бор. Некоторое время назад из-за халатности людей большая часть этого уникального реликтового бора выгорела. Именно это зрелище и предъявляется детям как самый лучший способ воспитания бережного отношения к природе. Огромное пожарище заросло сорным лиственным лесом. Пройдет по-меньшей мере сотня лет, прежде чем природа восстановится и, выйдя лишь через сто лет из автомобиля можно будет вдохнуть неповторимый смолистый сосновый воздух. Кроме того, советую обсудить с детьми здесь колоссальные минеральные богатства этого района, доступно описанные в книгах известного краеведа Р.К. Хайрятдинова (Хайрятдинов Р.К., 2000).
|
|
Советую остановиться на одной из автомобильных стоянок на южной окраине Санарского бора, откуда впервые открывается вид на степные просторы Южного Зауралья. Здесь уместен разговор с детьми о границе степи и лесостепи в наших местах. По-мнению специалистов, она проходит именно по р. Уй.
Долина этой реки, по-моему мнению, недооценена живописцами и поэтами. Редкое место в нашем крае может сравниться с ней по красоте. Особенно впечатляет она утрами, когда ложе долины заполняют плотные туманы. Из них выступают лишь скалистые, поросшие редкими соснами, возвышенности, вызывающие живые ассоциации с дальневосточной живописью. Здесь же мы впервые открываем с детьми «Топографию Оренбургской губернии» П.И.Рычкова и вместе зачитываем его описание крепости Степной на то время. П.И.Рычков доступно объясняет название крепости, поскольку она – единственная из российских пограничных крепостей в этом районе, расположенная «на степном» берегу. Река в этом случае не могла быть дополнительным препятствием для неприятелей.
Казалось бы, прошло два с половиной века с тех времен и никакие их следы не сохранились. Так ведь, нет! Т.Г.Лавринова, проводя экскурсию по родному селу, объясняет, что до сих пор правобережная часть его зовется «Крепость», а левобережная – «Форштадт». Казаки жили в «Крепости», а на левобережье – т.н. «мужики», - все, кто не принадлежал к казачьему сословию. Сохранилась и замечательное генеалогическое предание о происхождении двух основных казачьих фамилий, чьи потомки до сих пор живут здесь, в Степном: Горбуновых и Алабужиных. Улицы села полны тайн. Здесь и необходимость объяснения широкого использования в ХIХ веке в строительстве камня-плитняка, и удивление от выполненных из перевитых прутьев тальника изгородей – явной принадлежности традиционной культуры населения южных районов России и Украины. В селе сохранилось здание казачьей школы начала прошлого века и небольшая часовенка в честь казаков, не вернувшихся с далекой уже сейчас Русско-Японской войны. Хочу быть понятым. «Ткань» исчезнувшей около века назад системы организации жизни казаков будет интересна детям. Если учитель сообщит им около здания казачьей школы некоторые сведения о системе образования в Оренбургском казачьем войске и времени ее формирования. Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает и картина врытых на расположенном рядом сельском кладбище … крестов разрушенной в советское время станичной церкви. Старые казачки не дали их увезти!
|
|
По данным Т.Г.Лавриновой, в районе с. Степного, по р. Уй прежде работало не менее пяти водяных мельниц. Остатки плотины одной из них, принадлежавших казаку Путилову, до сих пор образуют живописный водопад в паре километров восточнее села. Это любимое место купания и по сей день.
Окрестности села Степного – настоящий археологический «клондайк». Здесь проводили разведки и вели исследования многие советские археологи. Начало было положено В.С.Стоколосом, раскопавшим в конце 1950-х годов несколько курганных могильников бронзового века. А относительно недавно в километре западнее села было открыто укрепленное поселение бронзового века, современное знаменитому Аркаиму. Археологи ЧелГУ (Д.Г.Зданович) совместно с зарубежными коллегами несколько лет назад приступили к его изучению. Восточнее Степного, около современного села Стрелецкое, в медно-каменном веке люди добывали из поверхностных выходов сырье для изготовления каменных орудий, а в урочище «Путиловская Заимка» (между Стрелецким и Степным) жили и в новом каменном и в медно-каменном веках. Тысячи разнообразных каменных орудий, сотни обломков керамических сосудов, остатки продуктов медеплавильного производства сейчас тщательно изучает археолог В.С.Мосин.
Далее наш путь лежит в с. Черноречье – казачий поселок. Местные жители показывают на склоне долины, чуть восточнее села, развалины, которые народное предание определяет как «пикет» - наблюдательный пункт, небольшой по площади, обнесенный земляным валом. Здесь уместно рассказать о системе организации границы в ХVIII веке с ее контрольно-следовой полосой, где были установлены согнутые прутья кустарника, которые лошади участников вторжения задевали ногами. Прутья разгибались вертикально, сигнализируя охранявшим границу казакам о ее нарушении. И в этом случае на площадке наблюдательной вышки, зажигался сигнальный костер. Соседние «пикеты» передавали сигнал опасности дальше. Любопытна традиционная деревянная жилая архитектура Черноречья, в которой явны следы заимствования из Средней Азии, подсмотренные, скорее всего, казаками, участвовавшими в русском завоевании Средней Азии.
На противоположном берегу, напротив Черноречья, при впадении р. Черной в р. Уй, находится прекрасно сохранившееся укрепленное поселение бронзового века «Чернореченское-III», а также большой курганный могильник, оставленный его обитателями.
Площадка поселения, ограниченная оборонительными стенами и рвами, прямоугольная в плане. Вдоль внутреннего края оборонительных стен расположены «массивы» помещений, разделенных засыпными стенами. Древние строители, для усиления системы обороны, подрезали край площадки поселения, обращенный к реке Черной, сделав его более крутым. Рядом было достаточно места для обустройства кладбища, но обитатели Чернореченского предпочли основать его … на противоположном берегу реки Черной, что, согласитесь, более неудобно и трудоемко, если говорить об организации погребений, поминальных обрядов и т.д. Ученые видят в этом факте отражение верований, согласно которым этот и потусторонний миры должна разделять водная преграда, как позднее у древних греков или римлян.
Археологи Челябинского государственного педагогического института еще в 1980-е годы изучили в этом могильнике, названном условно по близко расположенной старице р. Черной «Кривое Озеро», четыре кургана, а под ними более 50 синташтинских погребений и могил чуть более поздней и связанной с «синташтинцами» «алакульской» культуры. Раскопки могильника дали потрясшие археологов результаты. Остатки нескольких колесниц, помещенных в деревянные, порой двухэтажные, гробницы, 11 роговых псалиев – нащечников – деталей узды колесничных коней, бронзовые кинжалы, наконечник копья, разнообразные украшения, около 200 керамических сосудов – все эти остатки исчезнувшей давно жизни стали активно изучать ученые различных специальностей: археологи, археозоологи, антропологи, историки металлургии и многие другие. Результаты исследования изложены в объемной книге, вышедшей в 2003 году и известной сейчас специалистам не только в России, но и в различных странах мира – от Финляндии до США. Так что, о «чернореченских» колесницах бронзового века знают теперь далеко за пределами России.
Здесь уместно объяснить методику работы с детьми на этом археологическом памятнике. Его площадка используется сейчас как пастбище. Травяной покров угнетен и позволяет увидеть даже небольшие руинированные остатки древней деревянно-земляной оборонительной архитектуры. Прежде чем говорить о ней, надо оговориться, что основной принцип здесь, как в медицине: «Не навреди!». Не нарушайте культурный слой памятника. Это запрещено без специального разрешения. Остановив участников поездки поодаль я … достаю увеличенную копию аэрофотоснимка, на котором отчетливо видны очертания оборонительных укреплений поселения и предлагаю им найти их на местности. Элемент поиска мобилизует детей и, через некоторое время «первооткрыватели» уже торжествуют победу. На противоположном берегу р. Черной – курганы могильника «Кривое Озеро» (см. выше). Здесь уместен разговор о древнейших колесницах на планете, запряженных парой коней и, конечно, чай, приготовленный в котелке на костре. Детям, уверен, будут интересны рассказы о жизни и работе археологов, восстанавливающих из праха Историю.
С книгой П.И. Рычкова мы путешествуем далее. Поселок Подгорный у П.И. Рычкова – «редут». На листе альбома дети должны изобразить свои представления об этом типе оборонительного сооружения. В облике современного села нет и признаков редута ХVIII века. Здесь хорошо будет восприниматься разговор о важности изучения географических названий для историков. Но более известны итоги раскопок могильника бронзового века у пос. Подгорный, условно названного «Приплодный Лог». Археолог Т.С. Малютина раскопала здесь 14 курганов со сложными порой внутримогильными конструкциями, возведенными из камня. Существование могильника связывается с несколькими археологическими культурами («алакульской», «федоровской» и «федоровско-черкаскульской») второй половины 2 тыс. до н.э.
По пути следования, у пос. Каменка, участники поездки могут обозреть один из самых обширных древних некрополей в этих местах. Сотни курганов покрывают склон долины и ее возвышенности. Уместен сюжет об охране археологического наследия.
Село Нижняя Санарка (крепость во времена П.И. Рычкова), знаменито не только своим историческим прошлым. Учитель истории местной школы А.Г. Василенко сумел создать в окрестностях села единственный в области муниципальный природно-исторический заповедник. Обозрение его прелестей с детьми явно не будет лишним.
Недалеко от с. Нижняя Санарка находится один из самых древних памятников истории человека на территории Южного Зауралья, - стоянка Троицкая I, отнесенная археологами к концу древнего каменного века (чуть более 16 тыс. лет от наших дней). Она расположена на территории бывшего совхоза «Плодопитомник», на высоком левом берегу р. Уй. Стоянка исследована археологом В.Н. Широковым и археозоологом П.А. Косинцевым в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Находки (около 200 каменных изделий и кости животных ледникового периода) позволили специалистам сделать вывод о том, что Троицкая I была кратковременным охотничьим лагерем. Группа людей на какое-то время задержалась около туш погибших во время паводка животных, в частности, четырех мамонтов. Изучение каменных орудий (резцы, ножи, скребки) показало, что большая их часть использовалась для разделки туш, обработки шкур и кости. Поразительно, но древнейшие в наших местах мастера в качестве сырья для изготовления орудий использовали кристаллы … горного хрусталя, а он очень плохо поддается обработке. Такие они были искусники! Кость ноги дикой уральской лошади с аккуратно просверленным в ней сквозным отверстием по праву может считаться одним из древнейших на Урале костяных орудий, созданных здесь человеком.
Заканчивается маршрут поездки на КПП «Бугристое» в окрестностях г. Троицка, на современной границе Российской Федерации и Республики Казахстан.
Прошло несколько веков, и наш край снова стал пограничным регионом. Убежден, что в абсолютном большинстве участникам экскурсии не приходилось бывать столь близко к рубежу Родины. Уже одно ощущение границы оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие. Кроме того, по вашей просьбе таможенники проведут с детьми небольшую экскурсию, объясняя в ходе ее проведения, как они защищают границу нашей страны от различных нарушений.
От КПП «Бугристое» наш путь лежит на север, в Челябинск. Перед отъездом вновь открываем книгу П.И. Рычкова и обсуждаем превратности исторической судьбы.
Практика показывает, что поездка может быть слишком перегружена впечатлениями и информацией. В зависимости от возраста и состава детей вполне можно ограничить количество объектов обсуждения.
Описанная экскурсионная поездка-путешествие – хороший подарок детям, особенно после окончания учебного года. В современных реалиях организации экскурсионной деятельности это возможно лишь в рамках одной или нескольких семей, имеющих собственные автомобили. В этом случае – все написанное выше реально осуществимо. Постарайтесь убедить в этом родителей и сделать их своими союзниками. Это всего лишь одна из возможных тем. «За кадром» остались удивительные возможности, связанные с привлечением в качестве «стержней проекта» сочинений других путешественников и ученых прошлых веков.