Презентация раздела воображаемого музея

А) Текст экскурсии по залу воображаемого музея

Здравствуйте, уважаемые посетители и гости музея, посвящённого жизни и творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Меня зовут Юлия. Сегодня я предлагаю вам отправиться в музейный отдел, посвящённый рассказу писателя «Лёгкое дыхание». Мы не только познакомимся с экспонатами одного из самых необычных и впечатляющих произведений Ивана Алексеевича Бунина, но и посмотрим на этот мир глазами главной героини Оли Мещерской.

Предлагаю пройти в первый зал.

Перед вами портрет Ивана Алексеевича Бунина, который был сделан во время пребывания писателя в имении Васильевском Орловской губернии в 1916 году. По свидетельству Бунина, именно в марте этого года к писателю обратились из московской газеты «Русское слово» и попросили предоставить редакции какое-либо произведение для публикации в пасхальном номере. Иван Алексеевич дорожил отношениями с этим изданием, платившим неплохие гонорары, однако сочинений, готовых к печати, у него в ту пору не было.

Замысел нового рассказа, получившего название «Лёгкое дыхание», родился почти мгновенно: писатель вспомнил, как во время прогулок по Капри он попал на небольшое кладбище. Внимание Бунина привлёк могильный крест с медальоном, на котором была изображена жизнерадостная девушка со смеющимися глазами. Её история возникла в сознании прозаика моментально. Обратите внимание на витрину. Здесь вы увидите фрагмент из цикла «Происхождение моих рассказов», который Иван Алексеевич написал на склоне лет: «Девушку эту я тотчас же сделал русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства». Также в витрине расположен тот самый номер газеты «Русское слово» (1916, № 83), в котором впервые был опубликован рассказ.

Перед тем как начать разговор непосредственно о сюжете и художественных деталях произведения, задам вопрос: при чтении обратили ли вы внимание на необычность построения рассказа? Литературное произведение отличается своей ёмкостью и нарушением хронологии событий. Если выделять смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент эмоционального напряжения.

Пройдёмте к следующему экспонату.

На стене вы видите портрет гимназистки «с радостными, поразительно живыми глазами». Это изображение находилось на новом кресте из дуба на кладбище. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина её ранней смерти?..»

Но, анализируя текст, мы замечаем необычность портретной характеристики героини. В описании гимназистки Оли Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развёрнутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Зато в тексте особое внимание уделено сравнению Оли с подругами. Как тщательно причёсывались другие гимназистки, как чистоплотны были. А Оля Мещерская ничего не боялась. Без всяких забот и усилий пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз. Это заметила и начальница гимназии…

Предлагаю пройти в следующий зал.

Здесь вы можете наблюдать воссозданную обстановку кабинета «моложавой, но седой» начальницы. Вроде бы ничего необычного: стол, стулья, клубок на лакированном полу, голландка, ландыши на письменном столе, портрет молодого царя, возвышающийся над начальницей. Но Оля даже эту ничем неприметную для того времени обстановку наполняла особыми смыслами: «Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе».

Начальница гимназии пригласила Олю в свой кабинет, чтобы отчитать Мещерскую за несоответствие её внешнего вида: за причёску, дорогие гребни, туфельки в двадцать рублей. Начальница упрекнула Олю в том, что она ещё девочка, гимназистка, но никак не женщина. И тут раскрылась тайна Оли.

Но перед рассказом о трагической судьбе героини хочу обратить ваше внимание на два портрета на стене. Вы видите изображение гимназистки, сделанное в начале XX века, и портрет женщины начала XX века. В чём различие образов?.. Судя по описанию, Оля была больше похожа именно на женщину, чем на гимназистку – что так волновало начальницу. Можно сделать выводы об отношении к женщинам в то время, об ожидании от них отражения определённых манер.

Итак, казалось бы, беззаботная, с лёгким нравом, Оля, выслушав от начальницы упрёки, не выдержала и поделилась своей тайной: «Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…»

 Как вы думаете, почему Оля Мещерская, которая на протяжении долгого времени носила в себе эти переживания, сорвалась именно в этот момент?..

Давайте пройдём в следующий зал.

Перед вами портрет казачьего офицера, который ровно через месяц после беседы Оли с начальницей, застрелил юную Мещерскую на платформе вокзала, среди большой толпы народа. Образ офицера, пожалуй, наиболее загадочный. О нём известно немного. Малютин убил девушку, потому что та призналась ему в том, что никогда и не думала любить его. Но Бунин не раскрывает мотивов совершенного поступка, чувства и эмоции героя. Самое интересное следующее – Оля дала офицеру прочесть ту страницу дневника, где говорилось о Малютине.

Обратите внимание на витрину – здесь находятся те самые записи Оли Мещерской, которые послужили для неё смертным приговором. Если вы внимательно прочитаете эту страничку, то ещё раз убедитесь в том, что взгляд героини на этот мир, на людей отличался. Девушка, несмотря на испытываемое отвращение, видела в этом «некрасивом и плебейского вида» Малютине что-то красивое и выразительное. И даже после случившегося Оля пыталась найти в себе силы жить. Но надломленная, разочарованная, кажется, она сама спровоцировало убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство.

     Предлагаю пройти к последней экспозиции, которая возвращает нас к началу рассказа. На стене вы видите всё тот же портрет Оли Мещерской. Перед ним лавочка, на которой лежат черные лайковые перчатки и зонтик из чёрного дерева. Это вещи классной дамы Оли Мещерской, которая каждое воскресенье приходит в трауре на кладбище и подолгу сидит на лавочке, вглядываясь в изображение её ученицы. Интересно, что сама эта дама, представляющая собой иронически воспроизводимый Буниным ненавистный ему тип «передовой женщины» рубежа столетий, живёт «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь» или по-другому – «начитанной жизнью», как выразился автор в мартовских записях своего дневника синхронно с работой над «Лёгким дыханием». Однажды классная дама подслушала разговор Оли с её подругой. Девушка рассказывала о том, что в одной папиной книге прочла, «какая красота должна быть у женщины». И главным является лёгкое дыхание, которое, по мнению героини, у неё было.

      Мы понимаем, что юная Оля приняла толкование образа буквально. Но каждый ощущает этот образ по-своему. Как вы думаете, что такое «лёгкое дыхание»? Мне кажется, что в нём слиты естественность, чистота души, вера, доброта, жажда жизни. Всё это было в Оле Мещерской, а теперь это «лёгкое дыхание с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас?

На самом интересном экспонате – на лёгком дыхании – мы завершаем нашу экскурсию. Спасибо за внимание.

 

Б) Описание одного «экспоната» из зала воображаемого музея

Дорогие гости нашего музея, у меня к вам есть вопросы: вы когда-нибудь вели дневник? ведёте ли его сейчас? Если да, то вы сможете лучше прочувствовать следующий экспонат.

Перед вами дневниковые записи Оли Мещерской – важный образ для раскрытия характера. Впервые мы остаёмся один на один с героиней, становимся свидетелями настоящей исповеди. Дневник сосредоточен в основном на собственных ощущениях, - по подсчётам исследователей, слово «я» используется на одной страничке шестнадцать раз. Запись начинается с рассказа о том, какое счастье испытала героиня, оставшись в доме без родителей, уехавших в город; гимназистку переполняет чувство свободы, она радуется тому, что отпала необходимость соблюдать те правила и установки, которыми наполняют жизнь взрослые. Затем идёт повествование о приезде Малютина, и Мещерская, прогуливаясь с ним по саду, примеряет на себя роль «взрослой дамы и соблазнительницы»; не случайно в их разговоре упоминаются Фауст и Маргарита. Но завершает Оля на волнительной ноте: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Вы могли замечать за собой, что после высказывания кому-нибудь или дневнику личных переживаний, становится легче. Мы можем предположить, что и Оля искала в излиянии души на листке бумаги помощи, прощения, поддержки. Но не всё так просто.

Ценность дневника в «Лёгком дыхании» Буниным осознанно и решительно понижается: Оля пишет одно, а ведёт себя совершенно иначе. Между тем, незадолго до начала работы над рассказом, 23 февраля 1916 года, писатель в личном дневнике указал на особую притягательность для него именно дневника – универсального, равного всей жизни типа письма, формы, которая «в недалёком будущем» «вытеснит все прочие». Олины «литературные» опыты были на этом фоне примером того, каким дневник быть не должен: незадачливая гимназистка пишет ложь, даёт прочесть человеку «плебейского вида», заведомо неспособному понять её.

Таким образом, дневник героини оказывается фикцией по причине расхождения с фабулой и в более общем смысле – с жизнью. Дневник необходимо отнести к категории тех самых «выдумок», которыми жила классная дама и на разрыв с которыми направлена вся смысловая идея рассказа.

 

В) Схематическое изображение зала воображаемого музея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: