1. Подготовительный этап. Материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)".
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
2. Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие имущества и обязательств. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной - акт инвентаризации. Описи или акты составляются в двух экземплярах. При необходимости количество экземпляров может быть увеличено. Заполняются они чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
|
|
3. Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета.
4. Сравнительно-аналитический этап. Производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
|
|
По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.
5. Заключительный этап. Ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее 5 лет.
Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1. излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах.
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России. Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
|
|
Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";
N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";
N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".
С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26. Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
|
|
Как правило, инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи, составленные по форме N ИНВ-3, по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).
Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование имущества, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению - за подписью члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Опись оформляется по аналогии с документами на ТМЦ, поступившими во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению - за подписью члена комиссии.
Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, хранящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, которые числятся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Следует убедиться, что все суммы, отраженные в бухучете, подтверждены надлежащим образом оформленными документами. А именно: по находящимся в пути ТМЦ - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным ТМЦ - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей); по ТМЦ, хранящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
На ТМЦ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и хранящиеся на складах других организаций, составляются отдельные описи. По итогам проверки отгруженных, но неоплаченных ТМЦ, составляется акт по форме N ИНВ-4. При этом отдельно оформляются описи на отгруженные ТМЦ, срок оплаты которых не наступил, и на ТМЦ отгруженные, но не оплаченные вовремя. По итогам проверки ценностей, находящихся в пути, составляется акт по форме N ИНВ-6.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих передачу этих ценностей на ответственное хранение. В этих описях указываются наименование ценностей, количество, сорт, стоимость (по данным бухучета), дата принятия груза на хранение, место хранения, а также номера и даты соответствующих документов.
В описях на ТМЦ, переданные в переработку другим организациям, указываются перерабатывающая организация, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты соответствующих документов.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию - новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.
По итогам проверки составляется сличительная ведомость по форме N ИНВ-19. На арендованные ценности или ТМЦ, находящиеся у организации на ответственном хранении, составляются отдельные ведомости.
Приказ N 24
(постановление, распоряжение)
по ЗАО "Фрегат"
(наименование организации)
от "15" декабря 2014 г.
Для проведения инвентаризации в организации назначается рабочая
инвентаризационная комиссия в составе:
1. Председатель - коммерческий директор Саврасов Николай Иванович.
2. Члены комиссии: старший бухгалтер Карлова Марина Петровна,
старший менеджер Панков Сергей Викторович, администратор Макарова Людмила
Александровна.
Инвентаризации подлежат: основные средства, товары на складе,
денежные средства в кассе организации, финансовые обязательства
(имущество и финансовые обязательства)
к инвентаризации приступить 22 декабря 2014 г.
──────────────────
(дата)
и окончить 24 декабря 2014 г.
──────────────────
(дата)
Причина инвентаризации подготовка к составлению годовой отчетности
─────────────────────────────────────────────
(контрольная проверка, смена материально
ответственных лиц, переоценка и т.д.)
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию 29 декабря 2014 г.
Руководитель В.В. Никифоров
Приложение 2
Инвентаризационная опись
товарно-материальных ценностей N 2
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────┐
│Налогоплательщик ЗАО "Фре-│Форма N инв-3 по ОКУД │ 0309003 │
│гат" ├─────────────────────────────┼──────────────┤
│ │по ОКПО │ 52564479 │
├──────────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────┤
│Распоряжение о проведении│Номер │ 14 │
│инвентаризации: ├─────────────────────────────┼──────────────┤
│ │Дата │ 15.12.2014 г.│
│ ├─────────────────────────────┼──────────────┤
│ │Дата начала инвентаризации │ 22.12.2014 г.│
│ ├─────────────────────────────┼──────────────┤
│ │Дата окончания инвентаризации│ 24.12.2014 г.│
└──────────────────────────┴─────────────────────────────┴──────────────┘
Расписка
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, отражены в регистрах учета, и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное лицо:
Зав. складом Князев А.Б. Князев
────────────── ─────────────── ──────────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
┌──┬───────────────────┬──────────────┬──────┬─────────────┬────────────┐
│ │Товарно-материаль- │Единица изме-│Цена, │ Фактическое │По данным│
│ │ные ценности │рения │руб. │ наличие │бухгалтер- │
│ │ │ │ │ │ского уче-│
│ │ │ │ │ │та, регист-│
│ │ │ │ │ │ров учета │
│ ├───────────┬───────┼───────┬──────┤ ├──────┬──────┼─────┬──────┤
│ │наименова- │номенк-│наиме- │код по│ │кол-во│сумма,│кол- │сумма,│
│ │ние, вид,│латур- │нование│СОЕИ │ │ │руб. │во │ руб. │
│ │сорт, груп-│ный но-│ │ │ │ │ │ │ │
│ │па │мер │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│1 │Лента штам-│1021995│ тонна │ 168 │12900=│ 1,5 │19350=│ 1,5 │19350=│
│ │повочная │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │металличес-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кая │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│2 │Лента упа-│1021994│ тонна │ 168 │13250=│ 1,28 │16960=│ 1,3 │17225=│
│ │ковочная │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │металличес-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кая │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│3 │Пряжка упа-│1022521│упаков-│ 778 │ 260= │ 20 │ 5200=│ 20 │5200= │
│ │ковочная │ │ка │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│4 │Скоба ме-│1022522│упаков-│ 778 │ 257= │ 94 │24158=│ 94 │24158=│
│ │таллическая│ │ка │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│5 │Уголок за-│1022523│упаков-│ 778 │ 300= │ 87 │26100=│ 87 │26100=│
│ │щитный │ │ка │ │ │ │ │ │ │
└──┴───────────┴───────┴───────┴──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│ Итого│203,78│91768=│203,8│92033=│
└──────┴──────┴──────┴─────┴──────┘
Итого по описи: количество
порядковых номеров Пять
─────────────────────────────────
(прописью)
общее количество единиц
фактически Двести три целых семьдесят восемь сотых
───────────────────────────────────────
(прописью)
на сумму, руб. фактически Девяносто одна тысяча семьсот
шестьдесят восемь
────────────────────────────────────
(прописью)
Председатель Коммерческий директор Саврасов Н.И. Саврасов
комиссии: ───────────────────── ────────────── ───────────────
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Члены комиссии: Старший бухгалтер Карлова М.П. Карлова
────────────────── ───────────── ──────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Ст. менеджер Панков С.В. Панков
────────────────── ───────────── ──────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Администратор Макарова Л.А. Макарова
────────────────── ───────────── ──────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с N 1 по N 5, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся в моем (нашем) ответственном хранении.
Материально ответственное лицо:
Зав. складом Князев А.Б. Князев
────────────── ───────────────── ────────────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил член инвентаризационной комиссии:
Главный бухгалтер Петрова Н.В. Петрова
──────────────────── ───────────────── ───────────────────────────
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3
Ведомость
учета результатов, выявленных инвентаризацией
┌──┬────────┬─────┬───────────┬────┬────────────────────────────────────┐
│ │ │ │Результаты,│ │Из общей суммы недостач и потерь от│
│ │ │ │выявленные │ │порчи имущества, руб. коп. │
│ │ │ │инвентари- │ │ │
│ │ │ │зацией, │ │ │
│ │ │ │сумма, руб.│ │ │
│ │ │ │коп. │ │ │
│ │ │ ├────┬──────┤ ├─────────┬──────────┬───────┬───────┤
│ │ │ │из- │недос-│ │зачтено │списано в│отнесе-│списано│
│ │ │ │лиш-│тача │ │по пере-│пределах │но на│сверх │
│ │ │ │ки │ │ │сортице │норм ес-│винов- │норм │
│ │ │ │ │ │ │ │тественной│ных лиц│естест-│
│ │ │ │ │ │ │ │убыли │ │венной │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │убыли │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│1 │Основные│ 01 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│ │средства│ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│2 │ТМЦ │ 41 │ - │ 265= │ - │ - │ - │ 265= │ - │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│3 │Денежные│ 50 │0,13│ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│ │средства│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │в кассе │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│4 │Расчеты │ 60 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│ │с пос-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │тавщика-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ми │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│5 │Расчеты │ 62 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│ │с поку-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │пателями│ │ │ │ │ │ │ │ │
└──┴────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤
│Итого│0,13│ 265= │ - │ - │ - │ 265= │ - │
└─────┴────┴──────┴────┴─────────┴──────────┴───────┴───────┘
Руководитель Ген. директор Никифоров В.В.Никифоров
──────────────── ──────────── ──────────────────
должность подпись расшифровка
подписи
Главный бухгалтер Петрова Н.В. Петрова
──────────────── ───────────────────────────────
подпись расшифровка подписи
Председатель
инвентаризационной
комиссии Ком. директор Саврасов Н.И. Саврасов
──────────────── ───────────── ──────────────
должность подпись расшифровка
подписи