Рассмотрим их подробнее

1. Подготовительный этап. Материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)".

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

2. Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие имущества и обязательств. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной - акт инвентаризации. Описи или акты составляются в двух экземплярах. При необходимости количество экземпляров может быть увеличено. Заполняются они чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

3. Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета.

4. Сравнительно-аналитический этап. Производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

5. Заключительный этап. Ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее 5 лет.

Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1. излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах.

В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России. Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:

N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";

N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";

N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";

N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";

N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";

N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";

N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";

N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";

N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";

N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";

N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";

N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";

N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";

N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";

N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";

N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";

N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";

N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";

N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";

N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";

N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26. Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).

Как правило, инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи, составленные по форме N ИНВ-3, по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).

Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование имущества, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению - за подписью члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Опись оформляется по аналогии с документами на ТМЦ, поступившими во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению - за подписью члена комиссии.

Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, хранящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, которые числятся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Следует убедиться, что все суммы, отраженные в бухучете, подтверждены надлежащим образом оформленными документами. А именно: по находящимся в пути ТМЦ - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным ТМЦ - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей); по ТМЦ, хранящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

На ТМЦ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и хранящиеся на складах других организаций, составляются отдельные описи. По итогам проверки отгруженных, но неоплаченных ТМЦ, составляется акт по форме N ИНВ-4. При этом отдельно оформляются описи на отгруженные ТМЦ, срок оплаты которых не наступил, и на ТМЦ отгруженные, но не оплаченные вовремя. По итогам проверки ценностей, находящихся в пути, составляется акт по форме N ИНВ-6.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих передачу этих ценностей на ответственное хранение. В этих описях указываются наименование ценностей, количество, сорт, стоимость (по данным бухучета), дата принятия груза на хранение, место хранения, а также номера и даты соответствующих документов.

В описях на ТМЦ, переданные в переработку другим организациям, указываются перерабатывающая организация, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты соответствующих документов.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию - новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

По итогам проверки составляется сличительная ведомость по форме N ИНВ-19. На арендованные ценности или ТМЦ, находящиеся у организации на ответственном хранении, составляются отдельные ведомости.

 


 

Приказ N 24
(постановление, распоряжение)
по ЗАО "Фрегат"
(наименование организации)
от "15" декабря 2014 г.

 

Для проведения инвентаризации в организации назначается рабочая

инвентаризационная комиссия в составе:

1. Председатель - коммерческий директор Саврасов Николай Иванович.

2. Члены комиссии: старший бухгалтер Карлова Марина Петровна,

старший менеджер Панков Сергей Викторович, администратор Макарова Людмила

Александровна.

Инвентаризации подлежат: основные средства, товары на складе,

денежные средства в кассе организации, финансовые обязательства

(имущество и финансовые обязательства)

 

к инвентаризации приступить 22 декабря 2014 г.

──────────────────

(дата)

и окончить 24 декабря 2014 г.

──────────────────

(дата)

 

Причина инвентаризации подготовка к составлению годовой отчетности

─────────────────────────────────────────────

(контрольная проверка, смена материально

ответственных лиц, переоценка и т.д.)

 

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию 29 декабря 2014 г.

 

Руководитель В.В. Никифоров

 

 


 







Приложение 2

Инвентаризационная опись
товарно-материальных ценностей N 2

 

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────┐

│Налогоплательщик ЗАО "Фре-│Форма N инв-3 по ОКУД │ 0309003 │

│гат" ├─────────────────────────────┼──────────────┤

│ │по ОКПО │ 52564479 │

├──────────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────┤

│Распоряжение о проведении│Номер │ 14 │

│инвентаризации: ├─────────────────────────────┼──────────────┤

│ │Дата │ 15.12.2014 г.│

│ ├─────────────────────────────┼──────────────┤

│ │Дата начала инвентаризации │ 22.12.2014 г.│

│ ├─────────────────────────────┼──────────────┤

│ │Дата окончания инвентаризации│ 24.12.2014 г.│

└──────────────────────────┴─────────────────────────────┴──────────────┘

 


Расписка

 

 

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, отражены в регистрах учета, и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

Материально ответственное лицо:

 

Зав. складом Князев А.Б. Князев

────────────── ─────────────── ──────────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

 

┌──┬───────────────────┬──────────────┬──────┬─────────────┬────────────┐

│ │Товарно-материаль- │Единица изме-│Цена, │ Фактическое │По данным│

│ │ные ценности │рения │руб. │ наличие │бухгалтер- │

│ │ │ │ │ │ского уче-│

│ │ │ │ │ │та, регист-│

│ │ │ │ │ │ров учета │

│ ├───────────┬───────┼───────┬──────┤ ├──────┬──────┼─────┬──────┤

│ │наименова- │номенк-│наиме- │код по│ │кол-во│сумма,│кол- │сумма,│

│ │ние, вид,│латур- │нование│СОЕИ │ │ │руб. │во │ руб. │

│ │сорт, груп-│ный но-│ │ │ │ │ │ │ │

│ │па │мер │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│1 │Лента штам-│1021995│ тонна │ 168 │12900=│ 1,5 │19350=│ 1,5 │19350=│

│ │повочная │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │металличес-│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │кая │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│2 │Лента упа-│1021994│ тонна │ 168 │13250=│ 1,28 │16960=│ 1,3 │17225=│

│ │ковочная │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │металличес-│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │кая │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│3 │Пряжка упа-│1022521│упаков-│ 778 │ 260= │ 20 │ 5200=│ 20 │5200= │

│ │ковочная │ │ка │ │ │ │ │ │ │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│4 │Скоба ме-│1022522│упаков-│ 778 │ 257= │ 94 │24158=│ 94 │24158=│

│ │таллическая│ │ка │ │ │ │ │ │ │

├──┼───────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│5 │Уголок за-│1022523│упаков-│ 778 │ 300= │ 87 │26100=│ 87 │26100=│

│ │щитный │ │ка │ │ │ │ │ │ │

└──┴───────────┴───────┴───────┴──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤

│ Итого│203,78│91768=│203,8│92033=│

└──────┴──────┴──────┴─────┴──────┘

 

Итого по описи: количество

порядковых номеров Пять

─────────────────────────────────

(прописью)

 

общее количество единиц

фактически Двести три целых семьдесят восемь сотых

───────────────────────────────────────

(прописью)

на сумму, руб. фактически Девяносто одна тысяча семьсот

шестьдесят восемь

────────────────────────────────────

(прописью)

 

Председатель Коммерческий директор Саврасов Н.И. Саврасов

комиссии: ───────────────────── ────────────── ───────────────

(должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

 

Члены комиссии: Старший бухгалтер Карлова М.П. Карлова

────────────────── ───────────── ──────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

 

Ст. менеджер Панков С.В. Панков

────────────────── ───────────── ──────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

 

Администратор Макарова Л.А. Макарова

────────────────── ───────────── ──────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

 

Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с N 1 по N 5, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся в моем (нашем) ответственном хранении.

 

Материально ответственное лицо:

 

Зав. складом Князев А.Б. Князев

────────────── ───────────────── ────────────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

 

Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил член инвентаризационной комиссии:

 

Главный бухгалтер Петрова Н.В. Петрова

──────────────────── ───────────────── ───────────────────────────

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

 


 


Приложение 3

Ведомость
учета результатов, выявленных инвентаризацией

 

┌──┬────────┬─────┬───────────┬────┬────────────────────────────────────┐

│ │ │ │Результаты,│ │Из общей суммы недостач и потерь от│

│ │ │ │выявленные │ │порчи имущества, руб. коп. │

│ │ │ │инвентари- │ │ │

│ │ │ │зацией, │ │ │

│ │ │ │сумма, руб.│ │ │

│ │ │ │коп. │ │ │

│ │ │ ├────┬──────┤ ├─────────┬──────────┬───────┬───────┤

│ │ │ │из- │недос-│ │зачтено │списано в│отнесе-│списано│

│ │ │ │лиш-│тача │ │по пере-│пределах │но на│сверх │

│ │ │ │ки │ │ │сортице │норм ес-│винов- │норм │

│ │ │ │ │ │ │ │тественной│ных лиц│естест-│

│ │ │ │ │ │ │ │убыли │ │венной │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │убыли │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│1 │Основные│ 01 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │

│ │средства│ │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│2 │ТМЦ │ 41 │ - │ 265= │ - │ - │ - │ 265= │ - │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│3 │Денежные│ 50 │0,13│ - │ - │ - │ - │ - │ - │

│ │средства│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │в кассе │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│4 │Расчеты │ 60 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │

│ │с пос-│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │тавщика-│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ми │ │ │ │ │ │ │ │ │

├──┼────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│5 │Расчеты │ 62 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │

│ │с поку-│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │пателями│ │ │ │ │ │ │ │ │

└──┴────────┼─────┼────┼──────┼────┼─────────┼──────────┼───────┼───────┤

│Итого│0,13│ 265= │ - │ - │ - │ 265= │ - │

└─────┴────┴──────┴────┴─────────┴──────────┴───────┴───────┘

 

Руководитель Ген. директор Никифоров В.В.Никифоров

──────────────── ──────────── ──────────────────

должность подпись расшифровка

подписи

 

Главный бухгалтер Петрова Н.В. Петрова

──────────────── ───────────────────────────────

подпись расшифровка подписи

 

Председатель

инвентаризационной

комиссии Ком. директор Саврасов Н.И. Саврасов

──────────────── ───────────── ──────────────

должность подпись расшифровка

подписи

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: