Упражнение-тест
Прочтите ребенку короткий отрывок и попросите очень точно повторить.
По сказке Р. Киплинга
Это было давно, мой милый мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел лещей и ершей, и белугу, и севрюгу, и селедку, и селедкину тетку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря. Какая рыба попадется, ту и съест. Откроет рот — и готово!
Хороший показатель, если ребенок сделал 1—2 ошибки при повторении текста.
Неплохо, если он умел пересказать отрывок близко к тексту, не опустив важного содержания.
Если же вы видите, что ребенок не сумел сосредоточиться на тексте, воспринимаемом через слух, и отвлекается, самое время проводить с ним подобные упражнения ежедневно, поскольку навыки слуховой памяти совершенно необходимы для школьного обучения.
Куда идем мы с Пятачком?
Тест-задание
Посмотрите на картинку. На ней изображены всем известные герои сказки А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» — в центре отважный медведь Винни-Пух со своим другом Пятачком, а вокруг них — все-все-все: Кенга и Ру, ослик Иа-Иа, Тигра, Кролик, Сова. Наши друзья любят ходить в гости. Как вы думаете, к кому они направились сейчас (конечно, если не передумают)? Покажите рисунок ребенку на 1 минуту и не позволяйте водить по нему пальцем или карандашом.
|
|
Подсказка для родителей: Винни-Пух и Пятачок отправились в гости к Кролику.
Если у ребенка возникли в этом сомнения, пусть он проведет «дорожку» тупым кончиком карандаша. Если вы чувствуете, что задание трудно для ребенка, подобные игры нужно предлагать ему несколько раз в неделю.
Звездочки
Тест-задание
Для проверки внимания ребенка заготовьте два поля 4x4, каждая сторона которого равна 16 см, и 20 маленьких (размером примерно 2 см в диаметре) звездочек. Положите звездочки на клетки поля, покажите это ребенку в течение 1 сек и попросите затем уже на своем поле расположить звездочки так же. Начиная с 2, увеличивайте количество звездочек до 10. Время предъявления остается тем же — 1 сек. Не позволяйте ребенку слишком долго вспоминать взаиморасположение звездочек — не долее чем 20 сек.
Обратите внимание, с какого момента ребенку становится трудно выполнять задание. Оцените результаты. Если ребенок без ошибок воспроизводит 7—10 звездочек — отлично, 5 — 6 звездочек — неплохой результат, 4 и меньше — чтобы не оказаться «Человеком рассеянным», нужно тренировать внимание каждый день!
Четвертый лишний
Тест-задание
•
Покажите ребенку группу картинок из четырех изображений каждая. Обратитесь к нему со словами: «Здесь ты видишь несколько изображений, причем некоторые похожи друг на друга, имеют много общего, а одна картинка попала сюда случайно. Как ты думаешь, что здесь лишнее?» Не давайте ребенку долго раздумывать над изображениями, но если он пытается аргументировать свой ответ, не перебивайте.
|
|
На картинках изображены (лишнее выделено курсивом):
1. Береза, ромашка, ель, дуб.
2. Ведро, кастрюля, стеклянная банка, сковорода.
3. Лошадь, собака, верблюд, слон.
4. Яблоко, груша, капуста, апельсин.
5. Сапоги, ботинки, носки, сандалии.
6. Пароход, самолет, поезд, воздушный шар.
7. Парикмахер, врач, мальчик, водитель.